Русская революция, которая произошла 100 лет назад, и сегодняшний бунт каталонцев крайне не похожи между собой, поскольку принадлежат к разным эпохам и имеют разные идеологические черты, пишет в своей статье в El Pais испанский политолог Антонио Элорса.
"Однако у них есть и общие признаки ввиду того, что в обоих случаях цель - радикальная ломка политического устройства, упразднение существующего типа государства и его замена государством другого типа: в России - диктатурой пролетариата, согласно планам Ленина, а здесь - независимой республикой с уклоном в этническую диктатуру. Кроме того, в обоих случаях движение к переменам оказалось болезненным: оно уничтожает как политическую оппозицию, так и, в полной мере, верность предыдущему конституционному или свободному строю. Политические потрясения в обоих случаях отвечают парадигме "великого дня", когда революционные массы, мобилизовавшись, подавляют сопротивление прежнего режима (7 ноября в России и 1 октября в Каталонии)", - считает автор.
"Однако, если отвлечься от их общей антидемократической направленности, различия заметны. Вместе с Октябрьской революцией родился тоталитаризм", - говорится в статье. По мнению автора, общий признак тоталитарных режимов - господство государства в общественной жизни и экономике.
Тотализм - другой тип репрессивных отношений между властью и коммуникацией на политические темы. "Они основаны либо на связи лидера с массами (маоизм, кастризм), либо на поисках унификации и уничтожении плюрализма, к которым стремится часть самого общества при поощрении или попустительстве верховной власти (исламизм, радикальный национализм)". Автор приводит пример: "Ни один закон не запрещает выставлять эмблемы Народной партии в селениях в Гипускоа или Жироне, но это не рекомендуется: существует принуждающая "горизонтальная" сила. Или "круговая", поскольку она предполагает активное вовлечение тех, кто верует в идею, или тех, кто поневоле ими прикидывается, - явление, весьма актуальное для Каталонии".
По мнению автора, в результате рядовой гражданин оказывается в ловушке асимметричных отношений между блюстителями идеологической чистоты (революционерами, борцами за независимость) и "нечистыми". "Чтобы достичь своей цели - очистить общество, первые монополизируют прессу, и тут наилучшая иллюстрация - TV-3 [каталонский телеканал. - Прим. ред.]", - говорится в статье.
По мнению автора, чтобы внушить догмы народу, понадобятся ложь ("Испания нас грабит"), обманные лозунги ("право решать") и так называемый "деревянный язык", по которому "верующие в религию родины" будут друг друга опознавать.
"Национализм, подобный современному каталонскому национализму, выливается в более-менее острую форму этнической чистки", - утверждает автор.