В 1972 году Джордж Буш исчез с экранов радаров.
Он потерял свой статус пилота Национальной гвардии, не явившись на медицинское освидетельствование. Он добивался временного перевода из Техаса в Алабаму, но шесть месяцев не появлялся на занятиях. Он работал в избирательном штабе республиканского кандидата в сенат от Алабамы, но и там произвел впечатление только как дружелюбный малый, хороший теннисист и сын знаменитого отца.
"Нельзя сказать, что он предложил новые инициативы и блестящие идеи", - заявил его коллега по той кампании Дивир Макленнан.
Этот год непоследовательности может иметь серьезные последствия для Буша из-за настойчивых вопросов о его службе в Национальной гвардии: почему он не прошел медосмотр и выполнил ли свои обязательства перед гвардией. Дело еще больше затемняют споры о подлинности документов, обнародованных CBS News и призванных пролить свет на его карьеру в гвардии. У руководства CBS документы теперь вызывают сомнения.
Но детальное изучение его жизни в 1972 году, основанное на десятках интервью и документах, обнародованных Белым домом на протяжении этих лет, рисует портрет парня, который, подобно другим молодым людям из привилегированных слоев общества, благодаря влиятельности семьи избежал службы во Вьетнаме и получил политическую должность через своего отца.
В недавнем выступлении перед национальными гвардейцами Буш сказал, что гордится тем, что он - один из них, а в своей автобиографии он пишет, что служба научила его уважению к субординации.
Но из документов явствует, что он не только на несколько месяцев бросил службу в 1972 году, но незаконно получил почетную отставку, что дало ему возможность отдаться новому увлечению - экономическому факультету Гарварда.
Почти 26-летний Буш приехал в Алабаму в середине мая 1972 года работать в избирательном штабе Уинтона Блаунта, друга его отца. Его соперником от демократов был сенатор Джон Спаркман.
Сбежавший из гвардии Буш был политическим директором кампании Блаунта, обвинявшего Спаркмана, сторонника войны во Вьетнаме, и демократов в целом в поддержке "амнистии для уклоняющихся от призыва".
Республиканцы обвиняли демократов с том, что их "больше волнуют дезертиры, чем молодые патриоты, отдавшие жизни во Вьетнаме".
Хотя по документам кампании Буш значится третьим в команде, люди, работавшие в штабе, заявили, что он не занимался разработкой тактики и общей стратегии. Буш попал в предвыборный штаб благодаря Джимми Элисону, который руководил кампанией и был близким другом отца Буша.
Вдова Элисона Линда, участвовавшая в кампании в качестве волонтера, сказала, что заинтересовалась работой Буша, когда заметила, что он приходит поздно, а уходит рано.
"Я спросила Джимми, что делает Джордж? - заявила в интервью 73-летняя Линда. - От ответил, что ему позвонил Джордж и сказал, что у Джорджи возникли проблемы в Хьюстоне. Джордж-старший считал, что для семьи и Джорджа-младшего будет полезно, если он поработает с Джимми".
В Хьюстоне Буш, за пять лет до этого окончивший колледж, болтался без дела.
Его не приняли на юридический факультет университета Техаса, он попытался устроиться в законодательное собрание Техаса, но получил отказ. Знакомые вспоминают, что он разъезжал по городу в спортивной машине с компанией таких же богатых холостяков.
Работу он получал благодаря семейным связям, и в 1971 году его взяли учеником бухгалтера в компанию Stratford, сельскохозяйственный конгломерат, принадлежавший другу семьи Роберту Гау.
Его непосредственный начальник Питер Кнудцон вспоминает о нем как об умном и исполнительном работнике, которому, однако, недоставало целеустремленности, его больше интересовали политические процессы, "как люди побеждают на выборах, где находится власть".
Часто он отпрашивался в работы, чтобы совершать полеты в Национальной гвардии. В гвардию он поступил благодаря Бену Барнсу, помощнику губернатора Техаса, который заявил, что помог Бушу по просьбе друга его семьи.
Когда Буш подавал заявление в 1968 году, ему пришлось заполнять анкеты, в одной из которых был вопрос, хочет ли он служить за границей. Он ответил отрицательно.
После прохождения базовой подготовки и года, проведенного в летной школе в Джорджии, Буша направили на военную базу Эллингтон, недалеко от Хьюстона, где он летал на истребителях F-102.
В автобиографии он писал: "Первый полет был таким же волнующим событием, как и последний". В характеристике, датированной ноябрем 1970 года, командир эскадрильи подполковник Джерри Киллиан назвал его "прекрасным пилотом" и "прирожденным лидером".
К 1972 году что-то изменилось. Приятель Буша по Эллинтону Дин Руме сказал, что Буш был недоволен тем, что превращение подразделения в учебную площадку давало молодым пилотам меньше возможностей летать. Другие его знакомые говорят, что он просто потерял интерес. Он снова оказался не у дел, уйдя из Stratford, поскольку ему не нравилась официальная атмосфера, царившая в компании.
Тут и подвернулась работа в Алабаме.
Он работал у Джимми Элисона и раньше, в 1968 году на выборах в сенат во Флориде, но это была его первая штатная должность в семейном бизнесе - политике.
Но оставался вопрос о гвардии. Переезд в Алабаму означал временное увольнение из Техаса. Представители гвардии говорят, что гражданские офицеры нередко получали работу не в своих родных штатах. Буш не стал ждать, пока в Алабаме появится место.
Он попытался вступить в эскадрилью 9921 в Монтгомери, которая считалась резервным подразделением. В отличие от подразделения в Техасе, здесь не было самолетов, резервистам не платили, от них не требовалось ежемесячных тренировок.
В июле Буш получил отказ в переводе: руководство сочло, что он должен остаться в подразделении, где проходят ежемесячные тренировки. Именно тогда он не явился на медосмотр.
В книге, вышедшей в 1999 году, Буш не упоминает об этом эпизоде. "Я почти закончил службу в Национальной гвардии, - писал он, - и больше не летал, так как истребитель F-102 заменяли другой машиной". На самом деле, когда он не явился на медосмотр, ему оставалось служить почти два года.
5 сентября Буша известили о том, что он не допускается к полетам, так как "не прошел медицинское освидетельствование".
К этому моменту он уже пять месяцев не выполнял тренировочных полетов. По законам того времени его могли отправить во Вьетнам.
Но чиновники не предприняли никаких шагов, и он остался в Монтгомери, работая в штабе Блаунта.
Эти месяцы Буш включает в "кочевые" годы, когда он "познавал жизнь".
В сентябре он написал в Техас, командиру своей эскадрильи Киллиану, и попросил разрешения проходить ежемесячные тренировки в составе 187-й разведывательной группы в Монтгомери в сентябре, октябре и ноябре.
"Мы сообщили, что не возражаем, - заявил Бобби Ходжес, который тогда был одним из командиров техасской гвардии. - Но совершал ли он тренировочные полеты, я не знаю".
В документах 187-й группы Буш не упоминается, и те, кто служил тогда в подразделении, говорят, что никогда его не видели.
После выборов Буш вернулся в Хьюстон. К январю 1973 года он получил новую работу в городской молодежной программе, организованной Джоном Уайтом, бывшим футболистом, знакомым его отца. Он эпизодически появлялся в Национальной гвардии, где ему оставалось прослужить полтора года из положенных шести лет.
К лету 1973 года Буш решил поступать на экономический факультет Гарварда.
Из документов, обнародованных Белым домом, явствует, что он хотел получить увольнение из гвардии, но не набрал достаточного количества баллов в 1972 и 1973 годах. 1 октября 1973 года он получил почетную отставку. К этому времени он уже был в Гарварде.