Пока в Брюсселе спорили по поводу кандидатуры Турции, Романо Проди совершил государственный визит, важный в глазах тех, кто еще задумывается о будущих границах Евросоюза. В минувшие выходные президент Европейской комиссии побывал в Азербайджане, Грузии и Армении - трех стратегически важных, нестабильных и обеспокоенных за свою судьбу странах, которым он от имени всей Европы протянул руку поддержки. "Теперь вы наши новые соседи", - повторял Романо Проди во всех трех столицах. "Мы предлагаем вам не присоединение к Союзу, но крепкое и очень амбициозное партнерство, которое позволит вам со временем разделить с Брюсселем все, кроме институтов".
Явочным порядком включенные еще в июне в "политику соседства", проводимую Еврокомиссией, эти три страны Южного Кавказа плохо поняли, что конкретно означает это партнерство. Но, увидев Романо Проди, посетившего регион незадолго до истечения срока своего мандата, они поняли: когда-нибудь Турция все же станет членом ЕС. Иначе зачем было так настойчиво говорить о "соседстве" между Брюсселем и Баку? Сигнал тем более серьезен, что исходит он от президента Комиссии, которой предстоит до 6 октября высказаться по поводу целесообразности начала переговоров с Анкарой о будущем вступлении Турции в ЕС.
Больше всего эта перспектива, разумеется, беспокоит армян. "Как вы сможете допустить присоединение Турции, в то время как она до сих пор не признала геноцида армян? Как вы можете допустить, что страна, являющаяся будущим членом ЕС, держит на замке границу с Арменией?" - спрашивали Проди студенты в Ереване.
Тот дал понять, что в ходе переговоров с Анкарой эти разногласия могут быть улажены. "Закрытие границы между Турцией и Арменией меня беспокоит. Я сделаю все возможное, чтобы это изменить", - обещал он в воскресенье в Ереване. Урегулирование турецко-армянского конфликта может стать одним из пунктов доклада о Турции - в разделе, где будут изложены рекомендации Комиссии, адресованные странам-кандидатам.
Труднее поддаются решению региональные конфликты, которые подрывают отношения между Баку, Ереваном, Тбилиси и Москвой. Все это - очаги нестабильности, которые превращают Кавказ в пороховую бочку и угрожают безопасности экспорта сырья. В Баку отказываются признавать победу армян над азербайджанцами в карабахской войне 1994 года. Азербайджан апеллирует к Западу, добиваясь возвращения миллиона беженцев. Это главное требование азербайджанских властей, обещающих Европе доступ к каспийской нефти и газу.
"Знаете, кроме вашей помощи по урегулированию в Нагорном Карабахе мы особенно в вашем участии не нуждаемся. Мы будем добывать здесь полтора миллиарда тонн нефти!" - заявил президент Алиев, обращаясь к Проди. "За счет нефти вы можете обогатиться, это правда. Но можете и умереть!" - ответил ему президент Комиссии.
Европейские эксперты опасаются, что на будущие доходы от нефти Баку вооружится и снова пойдет войной на Армению. Это было бы катастрофическим сценарием для региона в условиях, когда уже завершается строительство в обход России нефтепровода Баку - Джейхан.
Пока этот нефтепровод не действует (он должен вступить в строй в 2005 году), Россия по-прежнему обеспечивает 55% энергетических потребностей Евросоюза. Это фундаментальное обстоятельство не позволяет Проди слишком открыто критиковать политику Владимира Путина, когда он находится в Грузии, где напряженность в отношениях с Москвой после трагедии в Беслане достигла своего пика.
"Мы очень встревожены нынешней эволюцией России", - сказал он, намекая на объявленные Москвой реформы системы власти. "Мы осознаем, что это трудно. Это все равно, что жить рядом со слоном или, скорее, с медведем", - спокойно ответил он председателю грузинского парламента, опасающегося превентивных ударов, которыми пригрозил Путин.
Что сделает ЕС, если Россия приведет свои угрозы в исполнение? Защитит ли Грузию "политика соседства"?
"У Европы нет армии. Только НАТО могло бы нам помочь!" - говорит Проди один из тбилисских студентов. "Я думаю, что в вашем возрасте вы слишком много думаете об оружии, - отвечает европейский руководитель, выступая в роли этакого мудрого старца. - У Европы нет армии, это правда. На ее создание уйдет много времени. Может быть, вы когда-нибудь ее увидите, я - нет. Но пока Европа предлагает вам нечто иное, чего вы не должны недооценивать: "мягкую безопасность" (soft security), - объясняет он молодым грузинам. - Если вы будете связаны с Европой узами тесного партнерства, никто не посмеет вам угрожать".
Любимая тема Романо Проди - концепция "мягкой безопасности", которую он рекламировал и в Тбилиси, и в Баку, - не вызывает особого энтузиазма на Кавказе, где Москва располагает военными базами.
Латентные конфликты, которые русские поддерживают в Южной Осетии и Абхазии, могут взорваться от малейшей искры. "У нас нет ни мира, ни войны, а это взрывоопасный регион, - сказал Романо Проди грузинский патриарх. - То, что происходит на юге Кавказа, непосредственно отражается и на Северном Кавказе. Если вы поможете нам положить конец конфликту в Абхазии, чеченская проблема будет решена".
Покидая регион, переполненный конфликтами, которые Европа не может разрешить, не столкнувшись с Москвой, Романо Проди ощутил всю дистанцию между Брюсселем и Тбилиси. Он также понял, что важно как можно скорее включить Южный Кавказ в сферу европейского влияния.