Социологам поможет тестирование избирателей на склонность к суждению
Выявлена личностная особенность, которая, по-видимому, определяет, чем будет заниматься человек - участвовать в выборах или заниматься политикой. Тестирование на нее можно использовать для совершенствования опросов общественного мнения или повышения явки избирателей, считают американские психологи.
В преддверии президентских выборов в США участники кампаний сосредотачивают свое внимание на избирателях, колеблющихся между Джорджем Бушем и его соперником Джоном Керри. Но, как показывают сильно разнящиеся результаты социологических опросов, у политологов нет надежного способа предсказать, за кого проголосуют эти избиратели и пойдут ли они на выборы вообще.
Психолог Ричард Петти из Университета Огайо и его коллеги выявили аспект личности, по которому можно предсказать некоторые особенности нашего политического поведения. Они назвали эту черту "потребностью оценивать" (NE), и ею описывается то, в какой мере человек формирует суждения о том, с чем сталкивается в повседневной жизни.
Люди с низким коэффициентом NE склонны при взгляде, например, на рубашку описывать ее как рубашку, а те, у кого NE высок, называют эту рубашку замечательной или отвратительной. Люди, принадлежащие ко второй группе, чаще выносят суждения о том, что видят.
Группа Петти выясняла, соответствует ли склонность человека оценивать ситуации его политическому поведению. Ученые измерили NE почти у 3 тыс. человек, используя два вопроса, включенных в более пространные опросники, касающиеся политических подходов и поведения до и после выборов 1998-го и 2000 годов. Каждому участнику был присвоен определенный NE.
Люди с высоким NE гораздо чаще солидаризируются с республиканцами или демократами, занимаются политической деятельностью или интересуются политикой, пишет Петти в Journal of Personality. Вероятность того, что они придут на выборы, выше. Это верно и в тех случаях, когда учитывается их пол, возраст, образование и уровень доходов. "Личностные особенности имеют значение в политике", - говорит Петти.
Опора кампаний
Психологов давно интересовало, как личностные особенности влияют на политическое поведение индивида, но недавно на эту сферу обратили некоторое внимание. Например, в одной из работ высказывается предположение, что люди, которых воспитывали в строгости, склонны сурово наказывать других и имеют низкую самооценку.
По мнению ученых, новая работа может найти широкое применение в организации политических кампаний. Например, в настоящее время результаты социологических опросов сильно разнятся, отчасти потому, что трудно определить, собирается ли человек голосовать, даже если он говорит, что собирается. "Это одна из самых неоднозначных сфер", - говорит Йон Кросник, политолог из Стэнфорда, участвовавший в последнем исследовании.
В будущем социологи смогут выяснить, пойдет ли респондент на выборы, задав ему пару вопросов и оценив NE, считает Кросник. Это поможет участникам кампаний сосредоточить внимание на тех, кто еще не сделал свой выбор, но намерен голосовать.
Выводы ученых могут помочь сделать политическую рекламу более направленной, полагает Петти. Люди с низким NE могут смотреть, например, ролики, в которых выдвигаются обвинения против Джорджа Буша, но не формировать на их основе никакого мнения. Возможно, для таких избирателей более убедительным будет титр "Это плохо для страны".
Политолог Майкл Троготт, изучающий роль СМИ и социологических опросов в американской политике в Университете Мичигана, говорит, что социологические и рекламные службы нуждаются в более внятной демонстрации того, что NE может улучшить результаты их работы, если они будут его использовать. "По-видимому, он что-то добавит, но трудно сказать, много ли", - считает он.
Психологи могут только гадать о том, почему некоторые люди не формируют мнений, даже если имеют для этого всю необходимую информацию. Возможно, в детстве у них отбили охоту высказывать суждения, говорит Петти.