Цель - постоянное место в Совете Безопасности
Министр иностранных дел Фишер отправился в Нью-Йорк, чтобы на Генеральной Ассамблее ООН обосновать претензии ФРГ на постоянное место в Совете Безопасности. В своем общем заявлении Германия и три другие страны-кандидаты требуют реформы институтов Организации Объединенных Наций.
Утверждение, что у Германии нет никакой национальной внешней политики, а существует лишь европейская, стало устойчивым выражением в немецкой внешней политике. Однако сам Берлин не воспринимает его уж слишком всерьез, поскольку федеральный канцлер Шредер и министр иностранных дел Фишер очень стремятся к такому символу национального престижа, как постоянное месте в Совете Безопасности ООН.
В четверг Фишер обоснует это требование в своей речи на Генеральной Ассамблее. Во вторник он встречался в Нью-Йорке с другими претендентами на постоянное место в СБ. Квартет "тщеславных", куда вошли Германия, Япония, Бразилия и Индия, решил действовать в этом вопросе заодно. Совет Безопасности в XXI веке должен отражать реалии сообщества государств, говорится в заявлении, распространенном в среду после их встречи. В случае расширения Совета Безопасности эти четыре страны обозначают себя как законных кандидатов.
Возросшие властные притязания
С тех пор как четыре союзные державы-победительницы после воссоединения сложили с себя последние полномочия в отношении Германии, ФРГ более или менее открыто стремится в клуб "постоянной пятерки". Красно-зеленая коалиция первоначально ратовала за общее место для всех стран-членов ЕС, скорее всего, понимая, что Франция и Великобритания не откажутся от своего привилегированного статуса. Тем не менее воссоединившаяся Германия больше не хочет отставать от Парижа и Лондона.
С наступлением нового тысячелетия новые властные притязания Германии озвучивает, в первую очередь, федеральный канцлер Шредер, хотя слова и дела у него резко расходятся. Перед войной в Ираке Шредер ухватился за инструмент изоляционизма, мотивированного внутриполитическими требованиями, заявив, что Берлин ни в коем случае не станет прибегать к мерам принуждения, даже если они получат одобрение со стороны ООН.
К противоречиям германской внешней политики можно отнести и то, что, несмотря на признание "возросшей международной ответственности" Германии, бюджет вооруженных сил давно находится на одном и том же уровне, так что они более не способны на военные действия. Хотя министр обороны Штрук и делал резкие заявления о том, что безопасность Германии обеспечивается также на Гиндукуше, на практике вооруженные силы не могут и не хотят бороться с афганскими наркоконтрабандистами или косовскими нарушителями спокойствия.
Успехи вооруженных сил в Афганистане выглядят на бумаге впечатляющими, а на практике вне Кабула региональные группы восстановления - это не более чем военные наблюдатели, лишенные полномочий и возможностей. Германия хочет пользоваться привилегиями, связанными с укреплением ее позиций, не желая при этом брать на себя связанные с этим неприятности, так что она часто предпочитает менее явный вариант дипломатии чековой книжки.
Дружелюбно сформулированные отказы
Постоянное место в Совете Безопасности обеспечило бы рост немецкого влияния в ООН без дополнительных военных или финансовых средств. Разумеется, в Берлине не слишком надеются на то, что эта инициатива увенчается успехом. Однако поскольку генеральный секретарь ООН Аннан стремится к пересмотру структуры ООН и даже создал с этой целью рабочую группу, Германия была вынуждена реагировать и отстаивать свои претензии на постоянное место в Совете Безопасности. Если бы ФРГ не отстаивала свою точку зрения в дебатах по реформе, она добровольно отступила бы на второй план. Характерно, что федеральный канцлер Шредер отказывается от того, чтобы самому обосновывать немецкие амбиции, тогда как главы трех других государств-претендентов прибыли в Нью-Йорк лично.
Реакция на расширение Совета Безопасности за счет ведущих стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки при нынешнем право вето не только вызвало сдержанную реакцию, оно еще спровоцировало открытое противостояние конкурирующих стран. Так, министр иностранных дел Италии Фраттини высказался против постоянного членства Германии в СБ ООН. Во время своей недавней поездки по Азии Фишер вызвал недоброжелательную реакцию своих тамошних партнеров - за исключением Индии, когда он попросил о поддержке притязаний Германии. Поэтому Фишер в Нью-Йорке на всякий случай сказал, что он по данной теме не придерживается точки зрения "сейчас или никогда".
Если реформа ООН потерпит неудачу, все равно когда-нибудь она пройдет "под реальным давлением кризисов". В любом случае, решение должно быть вынесено только в следующем году, так как созданная Аннаном рабочая группа должна представить свои предложения только к концу текущего года.