Прямо-таки с захватывающей дух скоростью в четверг вечером Мосгорсуд отклонил по существу все возражения бывшего главы нефтяного концерна ЮКОС Михаила Ходорковского и его соратника Платона Лебедева против приговора, вынесенного им Мещанским судом. Всего лишь после однодневного заседания и двухчасового совещания судьи сократили срок отбывания наказания в лагере на один год, т.е. до восьми лет. Они аргументировали это тем, что обоим подсудимым по истечении срока давности преступлений не может быть больше предъявлено обвинение в том, что они намеренно мешали приведению в исполнение постановлений суда. Их также больше нельзя карать за преступления, связанные с неуплатой налогов государству при помощи введения расчетных цен в торговле удобрениями. Это касается сделок, проведенных ранее 1999 года, так как их срок давности истек. Однако срок давности нарушений во время приватизации исследовательского института, которое произошло чуть меньше, чем 10 лет назад, не истек.
Возможность выставить кандидатуру сделали нереальной
После проведенного в спешке слушания кассационного комитета приговор против Ходорковского теперь незамедлительно вступает в силу. Таким образом, приговор против нефтяного магната, превратившегося за решеткой в политика, вступает в законную силу. В результате он не сможет теперь, как планировалось, выставить свою кандидатуру на довыборы в Думу. Кремлю, несомненно, было очень важно, чтобы Ходорковский не получил возможность доказать свою популярность в московском избирательном округе, в котором живут в основном студенты и интеллигенция. Суд снова показал себя услужливым исполнительным помощником Кремля. Ему не потребовалось даже и двух недель, чтобы изучить 15 тыс. страниц судебных документов. Ходорковскому он дал всего час на выступление, в котором тот успел подробно высказаться только по одному пункту обвинения.
Ходорковский снова заявил о своей невиновности и объявил себя жертвой бюрократов, у которых оказываемая им финансовая поддержка оппозиционных партий была бельмом на глазу и для которых самый современный нефтяной концерн России оказался лакомой добычей. Те нарушения, в которых его обвиняют, никогда не были совершены, и он не имеет к ним никакого отношения. Прокурор же заявил, что приговор полностью соответствует результатам проведенного им расследования. Ему нечего возразить против него. По его мнению, при вынесении приговора были соблюдены все процессуальные нормы.
Однако немногим ранее между защитой и судом дело дошло до скандала. Адвокаты потребовали, чтобы ввиду сжатых сроков и ошибок в производстве дела был назначен новый процесс. Получив отказ по всем пунктам, защита потребовала сменить судей, на что суд тоже не пошел.
Никаких замечаний в адрес предыдущей инстанции
На первом процессе многочисленные странности, прежде всего, такие, как запугивание свидетелей прокуратурой и необъяснимое игнорирование снимающих с подсудимых вину заключений, вызвали недоумение и порицание Совета Европы. Однако апелляционный суд в четверг ни словом не обмолвился об этом.