Мировой лидер по выбросам загрязняющих веществ обещает покончить с разбазариванием энергоресурсов. У пекинских министров достаточно полномочий, чтобы выполнить это обещание
Выступая на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Китая Ху Цзиньтао заявил о намерении "к 2020 году ощутимо снизить выбросы углекислого газа на единицу ВВП". Иными словами, речь идет не о сокращении выбросов, а о замедлении темпов их роста.
Обещание китайского лидера выполнимо, полагает корреспондент The Times Карл Мортишед, и это вовсе не означает откат в прошлое. Чтобы "совершить скачок из неовикторианского мира лязгающей металлом тяжелой промышленности в... мир электромоторов, ветряков, легкой промышленности, органического земледелия и велосипедов", нужно лишь ускорить естественное развитие событий, полагает он.
Выходя из состояния нищеты, государства проходят три этапа: становление тяжелой промышленности, развитие легкой промышленности и, наконец, формирование сферы услуг. Параллельно протекает процесс снижения удельного энергопотребления. В первом полугодии 2009 года он был зафиксирован и в Китае.
Для закрепления успеха Китай должен, во-первых, отпустить цены на топливо, чтобы внутренний потребитель ощутил истинную стоимость энергии и ответил снижением потребления, как это произошло в странах с рыночной экономикой в период заоблачных цен на нефть.
Во-вторых, Китаю следует позаботиться о повышении экологических стандартов при выработке энергии, 70% которой здесь получают за счет сжигания угля. Никакой альтернативы углю нет и не предвидится, но Пекин мог бы заменить устаревшие генераторы на новые, более эффективные и безопасные для окружающей среды. Реализация этого плана могла улучшить жизнь китайского народа и помочь спасти планету, уверен Мортишед.