Проблема свободного мышления есть в России и у журналистов, пишет сегодня немецкая Tageszeitung. Не секрет, что большая часть российских телеканалов и радиостанций контролируется Кремлем. Это не значит, что чиновники цензурируют выпуски новостей. Многие журналисты уверены, что им не стоит рассказывать про оппозиционные митинги, потому что "не надо раскачивать лодку". Кто-то предпочитает молчать, чтобы не потерять работу. Это называется "самоцензурой".
Тех, кто не следует этим требованиям, мало, рассказывает автор материала Валерий Нечай. Поэтому подавляющее большинство публикаций в российской прессе посвящено не политике и анализу политических процессов, а бытовым проблемам. Многие честные журналисты предпочитают писать о культуре или спорте, потому что эти темы обычно не пересекаются с интересами Кремля.
Самым ярким примером подконтрольности российских СМИ стала история с недавними взрывами в московском метро. Центральные телеканалы не прервали свою трансляцию экстренными выпусками новостей. А ведь не исключено, продолжает Валерий Нечай, что если бы кто-нибудь узнал из ТВ о первом взрыве в метро, то, быть может, не пострадал бы во втором.
Конечно, говорится далее в статье, свободные СМИ в России имеются. Это "Новая газета", "Коммерсант", журнал The New Times, но для среднестатистического гражданина России они дороговаты. А это значит, что существует некий имущественный ценз на получение правдивой информации.
"Эхо Москвы", осколок некогда мощнейшей медиа-империи Владимира Гусинского, остается сегодня последним оплотом свободной мысли в России. Именно на волнах этой радиостанции можно услышать голоса Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, свободные и резкие комментарии журналистов. Именно главного редактора этой радиостанции Алексея Венедиктова на одной из встреч с журналистами Владимир Путин назвал "врагом".
За десять лет власти Владимира Путина в стране были уничтожены независимые СМИ. Через несколько дней после его инаугурации неизвестные в масках ворвались в офис крупнейшего холдинга "Медиа-Мост", чьи СМИ резко критиковали внутреннюю политику Путина на Северном Кавказе и отказались поддержать его на президентских выборах. Потом Генеральная прокуратура завела уголовное дело на владельца холдинга Владимира Гусинского, которому пришлось уехать из страны и передать акции своих СМИ "Газпрому".
Корни сегодняшней несвободы, полагает Нечай, в тогдашнем уничтожении НТВ, когда российское общество в обмен на путинские обещания призрачной "стабильности" отказалось от свежего воздуха свободы. Только когда оно осознает, что правдивая информация и свободное мышление ему нужны не меньше хлеба и зрелищ, только тогда Россия сможет выбраться из болота коррупции, только тогда граждане страны смогут себя уважать. Но пока это получается с большим трудом, заключает обозреватель.