Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 августа 2004 г.

Марк Маккиннон | Globe and Mail

Российские казаки вновь гарцуют по стране

Когда-то они были верховыми Российской империи, наводящими страх, и бесстрашными воинами, расширявшими царскую власть до пределов, доступных их коням.

Современные казаки делают то же самое для президента Владимира Путина, но на смену коням пришли видавшие виды "Лады".

После десятилетий запретов в советскую эпоху российское казачество переживает культурное возрождение. Их танцевальные коллективы ездят по миру, демонстрируя атлетические па. Всемирные казачьи игры намечены на сентябрь в Ставрополе - городе, где живет крупная община кубанских казаков. Игры будут включать в себя состязания танцоров, наездников и мастеров сабельного боя, желающих показать, что они не утратили талантов, которыми славились их предки.

Но в практическом плане важнее то, что казаки насаждают свою версию законности в кавказском регионе России.

Ставрополь с населением в 300 тыс. человек соседствует с беспокойными районами - Чечней и Грузией, и входит в число немногих российских городов, где возрождается традиционная роль казаков как стражей порядка. В ходе эксперимента добровольцы из числа казаков, облаченные в зеленый камуфляж, а не в традиционные синие шинели, патрулируют улицы совместно с милицией.

Местные казаки надеются, что Путин скоро примет закон, дающий им особый статус стражей порядка, а заодно и зарплату. Сторонники закона говорят, что присутствие казаков уже укрепило безопасность, одновременно возродив важную составляющую российской культуры.

"Кайзер Германии Вильгельм II называл казаков последними рыцарями Европы, - заявил Олег Губенко, казачий атаман из Минеральных Вод. - Сегодня мы их возрождаем".

Казаки, этнические русские, говорящие на своем диалекте, в царские времена получили свободу в обмен на охрану границ империи.

Правительство Грузии на прошлой неделе выразило недовольство тем, что опасность гражданской войны в отколовшейся Южной Осетии увеличивает присутствие "третьей силы", казачьих подразделений, неоднократно нарушавших договоренности о прекращении огня и убивших нескольких грузинских солдат.

Хотя казаки живут и в Южной Осетии, Грузия утверждает, что виновники пересекли границу России, как только начался вооруженный конфликт. Есть сообщения и о том, что казачьи добровольцы направляются в Абхазию - еще одну грузинскую провинцию, желающую, как и Южная Осетия, присоединиться к России.

Виктор Есаулов, руководитель культурного центра и музея в Ставрополе, который носит на работе военную форму и солдатский жетон, улыбается в усы при мысли о том, что его собратья вновь сражаются по ту сторону Кавказских гор.

"Почему бы казакам не помочь осетинам? - спрашивает он. - У осетин правильный взгляд на вещи. Они хотят присоединиться к России".

Есаулов произносит старую казачью присягу на верность царю, отечеству и православной церкви. Он хвастается тем, что его сын полтора года прослужил в Чечне, сражаясь против сепаратистов, добивающихся независимости от России. А зять погиб на этой войне, с гордостью говорит он.

Участие в войне и принадлежность к казачеству переплетены так же тесно, как 200 лет назад.

Губенко, худой бритоголовый человек с длинной густой бородой, похожий на монаха в камуфляже, руководит 800 казаками в Минеральных Водах. Он проповедует своим последователям сочетание благочестия с милитаризмом.

Огорченный тем, что Россия лишилась статуса великой державы, что он приписывает ослаблению влияния православной церкви, Губенко советует тем, кто находится под его командованием, совершать поездки в Чечню в составе регулярных подразделений российской армии.

Восемь лет назад Губенко возглавлял казачий отряд, сравнявший с землей один из районов Грозного. Жестокость казаков потрясла даже закаленных в боях российских военных. Отряд, который сочли неконтролируемым, был распущен всего через два с половиной месяца.

Контора атамана, находящаяся на обнесенном стеной участке, где кишат люди в камуфляже, строящие казачью церковь, украшен портретами последнего российского царя, Николая II. Он и многие его последователи не участвуют в выборах, говорит он. Они молятся о возрождении монархии.

В России зарегистрировано более 600 тыс. казаков, 20 тыс. из которых служат в армии. На многонациональном и многоконфессиональном юге России к возрождению казачества относятся с подозрением.

Сайт "Кавказ Центр", который чеченские мятежники часто используют для общения с внешним миром, публикует жалобы на шовинизм казаков. "Казаки здесь, на Кавказе, называют все кавказские народности иностранцами и считают только себя местным населением, - говорится в недавно опубликованном послании. - Это откровенное разжигание межнациональной розни".

Но родители-казаки активно вовлекают своих детей в возрождение. Вчера 574 ученика в возрасте 10-17 лет начали обучение в кадетском училище, где утром они будут изучать обычные предметы школьной программы, а днем - учиться сражаться и служить в российской армии.

Училище является одной из немногих российских школ, где много говорят о войне в Чечне. Ученики носят военную форму.

"С самого начала казаки становились между разными национальностями и обеспечивали мир, - говорит заместитель директора Владимир Водолазков. - Когда мы перестали это делать, начались конфликты. Теперь мы восстанавливаем свою роль".

Источник: Globe and Mail


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru