В среду власти Эстонии сообщили, что предъявили обвинения родственнику экс-президента страны в геноциде на том основании, что он, будучи государственным служащим при коммунистическом режиме, был причастен к депортации гражданского населения в Сибирь в 1949 году.
Этот человек, Арнольд Мери, участвовал в борьбе с нацистами, а за несколько десятилетий советской оккупации стран Балтии стал видным деятелем коммунистической партии. По словам его адвоката и властей, обвинения были предъявлены ему на прошлой неделе. Если 88-летний Мери будет признан виновным, он может быть приговорен к пожизненному тюремному заключению.
Власти обвинили Мери в организации депортации 251 мирного жителя Эстонии, большинство из которых составляли женщины и дети, с острова Хийумаа в Новосибирскую область в Сибири, где 43 из них умерли.
Они были сосланы в мрачный период сталинских репрессий после окончания Второй мировой войны, когда КГБ насильственно переселил в Россию более 20700 эстонцев, согласно официальным данным эстонских властей.
Мери, двоюродный брат Леннарта Мери, который с 1992 по 2001 год был президентом Эстонии, уже долгое время жалуется, что его страна заклеймила его как предателя. Он утверждает, что обвинения против него несправедливы и обусловлены ложной интерпретацией истории.
Его адвокат сказал, что Мери будет защищать себя на том основании, что, хотя он и был причастен к депортации, в реальности он пытался оградить соотечественников, которых отправляли в ссылку.
"Он объясняет дело так, что коммунистическая партия направила его на эту работу в качестве противовеса действиям КГБ, - сказал в телефонном интервью адвокат Мери, Свен Силлар. - Свою защиту Мери основывает на том, что его нельзя считать сообщником КГБ".
"В нем можно видеть омбудсмена, - пояснил Силлар. - Он защищал права людей".
Силлар привел пример: Мери утверждает, что добивался для ссыльных права иметь при себе все личное имущество, которое им разрешалось провозить по советским законам, и что против них не применялось насилие, когда их брали под стражу и сажали в поезда.
Власти, по-видимому, не вняли этим аргументам. "Можно и так интерпретировать, что когда вы совершаете преступления против человечности - вы омбудсмен", - сказал Мартин Апро, суперинтендант Совета полиции безопасности - полицейской и разведывательной службы Эстонии, которая ведает расследованием военных преступлений.
Среди депортированных с Хийумаа было 13 человек старше 75 лет и 61 младше 12 лет, сказал в телефонном интервью Апро. Впоследствии следователи отыскали 78 выживших ссыльных из группы с Хийумаа и побеседовали с ними. Некоторые из них, возможно, дадут показания в суде.
Дата слушания дела в суде не назначена. Но возможность публичного обсуждения обвинения в геноциде, оказывающего сильнейшее эмоциональное воздействие, может вызвать новый пожар в напряженных отношениях между Эстонией и Россией.
Стороны ссорятся между собой с начала 1990-х по поводу интерпретации советского периода истории, который Кремль пытается представить как освобождение от нацизма, но многие эстонцы, в том числе официальные лица, вспоминают как тяжелое испытание оккупацией, угнетением, экономической стагнацией и терроризмом, который спонсировался государством.
Раны до сих пор не зажили. В 2004 году Эстония вступила в НАТО и Евросоюз, в 2006 году пренебрегла приглашением Кремля присутствовать на торжествах на Красной площади в честь разгрома нацистской Германии. Лидеры Эстонии заявили, что поражение Гитлера не принесло их стране свободу.
Весной этого года эстонские власти перенесли советский памятник времен войны в Таллине, столице страны, на отдаленное военное кладбище, что повлекло за собой уличные беспорядки и дипломатическую ярость России, которая отнеслась к этому поступку как к осквернению праха павших на войне советских воинов.
Массированные хакерские атаки, которые, по мнению эстонских официальных лиц, были инициированы из России, вскоре временно обрушили целый ряд компьютерных сетей эстонских государственных органов и корпораций.
В 1941 году Мери был удостоен звания Героя Советского Союза и в период после обретения Эстонией независимости в 1991 году его принимали на Красной площади и в Кремле с почтением как ветерана войны с нацизмом.
Дмитрий Песков, официальный представитель президента России Владимира Путина, осторожно высказался по поводу обвинений, выразив надежду, что Мери не будет отдан под суд, "учитывая множество факторов, в том числе гуманность - этому человеку 88 лет".
Песков добавил: "Разумеется, мы очень сожалеем, что эстонские власти все еще борются с прошлым вместо того, чтобы смотреть в будущее".
Многие страны, ранее входившие в сферу советского влияния, пытались добиться вынесения оценки преступлениям и лишениям коммунистического периода. Российские власти обычно сопротивляются этому.
В начале текущего месяца в немецких архивах был найден документ, где детально изложена директива от 1973 года, предписывающая восточногерманским пограничникам открывать стрельбу на поражение по гражданам, пытающимся бежать в Западную Германию.
Однако многие россияне критически относятся к этим попыткам переоценки истории и обвиняют страны, когда-то находившиеся под контролем Кремля, в том числе Эстонию, в том, что те не стремятся досконально расследовать факты сотрудничества некоторых их граждан с нацистами.
Арпо не согласен с этой точкой зрения. Он говорит, что в странах, ранее оккупированных СССР, дела нацистов расследовать сложнее, поскольку от многих из них КГБ уже отделался.
"Оба режима были преступными, они совершали преступления и причиняли страдания эстонскому народу, - отметил он. - Но местный КГБ не мог обнаружить еще больше улик против тех, кто сотрудничал с нацистами".
"Мы их тоже не нашли, - добавил он. - А КГБ был гораздо более крупной организацией, чем наша, и располагал полномочиями и методами, которые, так сказать, недоступны в западной демократической стране".