Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 августа 2018 г.

Антон Трояновский | The Washington Post

Против России продолжают вводить санкции. Они что-то меняют?

"Санкции Запада против России из точечных экономических ударов превратились в многолетнюю войну на истощение", - пишет журналист The Washington Post Антон Трояновский.

Санкции уже подрывают долгосрочные экономические перспективы России, но в ближайшем будущем далеко не факт, что даже более жесткие меры вызовут кризис достаточно сильный, чтобы всерьез повлиять на российскую политику.

"Санкции не нарушили макроэкономическую стабильность страны, - сказал Александр Абрамов, специалист по финансам из Высшей школы экономики. - Но санкции перекрывают путь к развитию. В том, что касается ускорения темпов роста, проведения эффективных структурных реформ, санкции лишают страну этих возможностей".

"Санкции затормозили экономический рост России и лишили городской средний класс благосостояния и возможностей. Но при низком уровне безработицы и удерживаемой под контролем инфляции санкции пока мало что сделали для подрыва фундаментальной экономической стабильности страны. Теперь же, когда и более жесткие меры кажутся почти неизбежными, правительство накапливает профицит бюджета и наращивает резервы для обеспечения своей экономической стабильности", - пишет Трояновский.

"Между тем Путин прилагает еще больше усилий ради компромиссного варианта, который, по-видимому, поможет ему пережить ущерб от санкций в краткосрочной перспективе, но при этом пагубно скажется на экономических перспективах России в будущем. Его правительство запасает на черный день неожиданную прибыль от повысившихся цен на нефть, избегая при этом приватизации и других рискованных реформ, способных стимулировать более интенсивное развитие экономики и привлекать инвесторов", - сообщает автор статьи.

"Они стремятся добиться не развития, - сказал экономический советник Алексея Навального Владимир Милов. - Их работа направлена на достижение очень жесткой бюджетной консолидации, чтобы в случае нового кризиса они могли ощущать уверенность на макроэкономическом уровне".

В этом году миллиарды долларов были направлены в Фонд национального благосостояния, поддерживающий пенсионную систему, и в международные резервы Центробанка, достигшие почти 460 млрд долларов (такой уровень в последний раз наблюдался в 2014 году). "Стоимость одних только золотых запасов выросла примерно до 80 млрд долларов, что почти вдвое выше, чем пять лет назад", - указывает Трояновский.

МВФ в мае предупреждал, что рост доходов страны "застопорился" и отстает от роста в других странах Восточной Европы. "Однако он похвалил правительство за создание "сильной основы макроэкономической политики", помогающей решать проблемы с растущей неуверенностью на фоне "возобновившейся геополитической напряженности". Международное признание получила в особенности работа главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной", - говорится в статье.

"Санкции, как ни странно, закалили экономическое крыло правительства и научили его действовать изощренно в очень трудных ситуациях", - сказал Абрамов.

По словам ведущего экономиста лондонской исследовательской фирмы IHS Markit Лилит Геворкян, санкции на протяжении длительного периода будут обходиться российской экономике в 0,2% экономического роста ежегодно из-за потери возможностей для бизнеса, недостатка инвестиций в инфраструктуру и более медленной модернизации.

В краткосрочной перспективе у санкций есть положительная сторона, считает Геворкян. Ослабление российской валюты оказало содействие экспорту и энергетическим компаниям, продающим свои продукты в долларах, а инвестирующим в рублях. Решение Путина ответить на санкции в 2014 году запретом на импорт западного продовольствия дало толчок производству внутри страны, вплоть до того, что в долларах Россия сейчас продает за рубеж больше сельхозпродукции, чем оружия.

В России даже критики правительства неоднозначно относятся к целесообразности санкций и утверждают, что они укрепляют кремлевскую риторику об осадном положении России и подрывают развитие прозападного среднего класса. По словам Милова, новые санкции не возымеют краткосрочного эффекта, но дополнительные меры, особенно в отношении государственных банков, как в случае с предложенными Конгрессом новыми санкциями, могут в конечном итоге оказать свое воздействие.

"Ожидать, что "их экономика рухнет из-за санкций", неверно, этого не случится, - сказал Милов. - Финансовые санкции работают, но это длительный процесс. Люди в России должны увидеть, что внешняя политика Путина ведет в тупик".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru