В среду вслед за Государственной Думой бюджет на 2000г. был одобрен Советом Федерации. Подпись президента Ельцина - простая формальность. Новый год Россия начинает с принятым бюджетом. После распада Советского Союза этого удалось добиться всего во второй раз. Предусматривается дальнейшее сокращение бюджетного дефицита с 2,5% до 1,1% ВВП. Расходы заложены в 855,1 млрд. руб. (26,7 млрд. долларов по прогнозируемому курсу на 2000г.), а доходы - 797,2 млрд. руб. (24,6 млрд. долл.). Уровень инфляции предусматривается в 18% (в 1999г инфляция составила 37%). Важнейшей статьей расходов остается обслуживание государственного долга (6,9 млрд. долл.). Военные расходы составят около 4,4 млрд. долл. В связи с войной в Чечне военные расходы значительно увеличились. Сейчас они составляют 2,6% ВВП, что на 13% больше, чем было заложено в бюджете этого года.
Сколько в действительности будет стоить чеченская война - пока неизвестно. Соответственно, трудно прогнозировать, какое влияние она окажет на новый бюджет. По оценкам, только ведение военных действий обходится бюджету в 3 млрд. руб. ежемесячно. Так что решающее значение будет иметь продолжительность военных действий. Военные обещают близкое завершение военной операции, но это кажется маловероятным. Кроме того, к военным расходам относятся расходы на восстановление занятых территорий и обеспечение беженцев, бесплатная поставка газа и электроэнергии, социальные выплаты и финансирование деятельности местных властей. По словам вице-премьера Николая Кошмана, в будущем году только на восстановление инфраструктуры в Чечне будет затрачено 3 млрд. руб. В прошлую войну порядок затраченных сумм был аналогичный, но большая их часть исчезла в неизвестном направлении, отмечает швейцарская газета.
Чеченская война является причиной отсрочки предоставления России кредита МВФ. Фонд обосновал свое решение отсутствием в России необходимых экономических реформ. Однако подоплекой такого решения, безусловно, являются военные действия в Чечне, отмечает швейцарская газета. Этот бюджет учитывает предоставление кредитов в размере почти 6 млрд. долларов, большая часть которых приходится на кредиты МВФ и Мирового банка. Если Москва не получит эти кредиты, она будет вынуждена задействовать валютные резервы Центрального банка, сократить обслуживание государственного долга или пересмотреть бюджет.
Единственной ?надеждой? нового бюджета является сохранение высоких мировых цен на нефть и другие ресурсы. Бюджет предусматривает повышение доли государственных доходов с 13% до 15% ВВП. Насколько это реалистично, будет зависеть от тенденций развития мировых цен на сырьевые ресурсы и решения проблемы сбора налогов, заключает авторитетная швейцарская газета.