"Ноябрьский инцидент со сбитым турецкими ВВС российским военным самолетом окончательно запутал и так не совсем понятное положение дел на Ближнем Востоке", - пишут Ник Афанасьев и Герд Хёлер на страницах немецкой газеты Tagesspiegel. Но действительно фатальной, с точки зрения официальной Анкары, ситуация станет в случае более тесного и уже имевшего место в истории сближения между Москвой и курдами. Реальная поддержка "Россией стремлений курдов получить автономию станет настоящим кошмаром для Анкары, которая после срыва летних мирных переговоров вновь ведет открытые бои с курдами на юго-востоке Турции", говорится в материале.
Еще в 2009 году, когда Ахмет Давутоглу только стал главой турецкого МИДа, его политическая максима звучала как "Ноль проблем с соседями". "Но спустя шесть лет, за которые он стал премьером, у Турции вовсе не ноль, а сплошные проблемы с соседями", - продолжают журналисты, напоминая о том, что Анкара рассорилась практически со всеми, в том числе с бывшими союзниками вроде Израиля и Египта. А совсем недавно опосредованные региональные конфликты случились и с Москвой. В частности, правительство Ирака, недовольное присутствием турецких военных в провинции Мосул, грозилось попросить помощи у Москвы, а Турция жестко раскритиковала приписываемую России военную операцию против "цитадели повстанцев" Идлиба. Власти Турции тогда заявили, что территория Сирии не должна стать частью "империалистических амбиций России". К тому же Россия собирается ввести дополнительные санкции и эмбарго на некоторую турецкую продукцию. Как заявил во вторник замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, министерство предлагает запретить ввоз до 80% турецких товаров.
Взрывоопасным фактором в этом хитросплетении сталкивающихся интересов являются сирийские курды и их политическая партия "Демократический союз" (PYD), выступающая за курдское самоуправление на севере Сирии, граничащем с Турцией. "В Анкаре, - пишут авторы, - очень опасаются того, что это может стать причиной нового стремления к автономии у турецких курдов, тем более что PYD является прямым крылом запрещенной турецкой "Рабочей партии Курдистана" (PKK), которая, в свою очередь, в самой Турции воспринимается в качестве не меньшей угрозы, чем ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.)". Все усложняет еще и то обстоятельство, что вооруженные бойцы PYD успешно воюют с боевиками ИГИЛ. "Вот потому-то в турецкой столице и навострили уши, когда замглавы российского МИДа Алексей Мешков заявил о том, что курдов, противостоящих террористической угрозе в Сирии и Ираке, нельзя исключать из процесса мирного урегулирования в Сирии. (...) Заявление Мешкова вполне можно интерпретировать в качестве поддержки PYD и соответственно PKK", - подытоживают Афанасьев и Хёлер. Тем более, что этому, как добавляет Tagesspiegel, есть примеры в истории. Еще в 80-х годах Советский Союз и его ближневосточный союзник в лице асадовского режима поддерживали PKK. У последней даже в 90-е годы был свой тренировочный лагерь к северу от Москвы.