Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 февраля 2005 г.

Маша Липман | The Washington Post

Россия приближается к краху?

Президент Владимир Путин думает, что, уничтожив принципы демократического правления, он сможет восстановить в России порядок и стабильность. В этом плане есть лишь одна проблема: он не работает. Консолидация власти в Кремле и укомплектование правительственных постов ордами чиновников аппарата безопасности сделали Россию менее, а не более управляемой.

Критика политики Путина стала почти повсеместной в элитных кругах. Руководители предприятий, политические аналитики, либеральная интеллигенция, московские печатные СМИ, либеральные политические сайты, политики, не входящие в прокремлевскую партию, и даже некоторые представители самого правительства все мрачнее оценивают развитие событий в России.

Дмитрий Козак, доверенный представитель Путина на юге России, недавно сделал примечательное заявление по поводу судебной системы России. Он заявил, что ситуацию следует считать катастрофичной и угрожающей. Люди убеждены, что судебная система пропитана коррупцией и доказать правду в суде невозможно. До своей нынешней миссии на взрывоопасном юге Козак отвечал за судебную реформу в путинской администрации.

Более смелые аналитики говорят о неизбежном крахе путинского режима, который может случиться после какого-нибудь нового кризиса. Некоторые даже сравнивают сегодняшнюю ситуацию с последними днями СССР, когда шатающийся коммунистический режим был не в состоянии адекватно оценивать реальность, не реагировал на накапливавшиеся проблемы и в итоге рухнул.

В последние месяцы провалы в политике случаются все чаще. Экономическая картина печальна, несмотря на высокие цены на нефть. Кампания против нефтяного гиганта ЮКОС, наступление правоохранительных органов на бизнес и растущее участие государства в экономике нанесли экономике огромный ущерб: рост сократился, сейчас он ниже, чем в большинстве бывших советских республик. Утечка капитала в 2004 году в четыре раза превысила таковую в предыдущем году, инфляция выше запланированного уровня.

В Чечне происходят сотни похищений, пытки. Действия промосковских чеченских сил почти ничем не отличаются от действий преступных группировок - и те и другие убивают, похищают, грабят и сеют страх среди чеченского населения. Более того, насилие вылилось за пределы Чечни; едва ли не каждую неделю появляются сообщения о подрывных операциях и кровавых столкновениях на всей территории Северного Кавказа.

На внешнеполитическом фронте Россия пережила самый большой позор за всю посткоммунистическую историю после попытки посадить на Украине кремлевского фаворита.

На внутреннем уровне реформа социальных льгот, о которой говорили так давно, вскрыла непродуманные решения и неспособность их гладкой реализации. По некоторым оценкам, стоимость реформирования льгот в два раза превышает сумму, которую планировалось потратить на это изначально.

Главная цель кремлевской верхушки - еще больше консолидировать свою власть и сохранить статус-кво до 2008 года, когда истекает второй и последний срок президента Путина. Помимо этой цели, у них нет никакой национальной стратегии и видения. В теории, новые провалы и кризисы могут оказать отрезвляющий эффект и заставить руководство действовать более рационально. Однако опыт прошлого не позволяет на это надеяться.

Те, кто говорит о неизбежном крахе путинского режима, склонны воспринимать это как шанс избавиться от некомпетентной правящей элиты, которую Путин привел с собой, и поддержать более разумное, более демократическое, профессиональное и современное руководство. Однако мягкое крушение путинского режима маловероятно и сравнения с крахом СССР натянуты.

Советское руководство было старым и бессильным, испорченным долгими годами комфортабельной стагнации, в то время как советское общество 1980-х было вдохновлено либеральным настроением перестройки. Сегодняшняя правящая элита лишь недавно взяла бразды государственной власти в свои руки, и она не намерена запросто расстаться с ними. Защитники свободы и демократии уже потеряли общественную популярность, и спустя более чем десять лет после падения коммунизма националистические настроения более распространены среди россиян, чем либеральные.

Прибавьте к этому угрожающую ситуацию в сфере безопасности, и перспектива краха покажется еще более мрачной. Он вполне может привести к тому, что на передовой окажутся националисты, которые будут проводить все более изоляционистскую и репрессивную политику.

Пока, однако, цены на нефть высоки, и это может позволить российскому правительству прорваться через обвинения в плохой работе. Российский народ проявил примечательное безразличие к провалам современной политики, за исключением тех аспектов, которые влияют на их материальное положение. И правительство вполне может отложить или смягчить потенциально непопулярные реформы, чтобы не испытывать народного терпения.

Без общественной поддержки те, кто недоволен, - успешные и предприимчивые россияне - будут лишними на политической арене. Проводились скромные попытки создать новую демократическую партию, однако общество об этом даже не знает.

Продолжение неразберихи кажется лучшим выбором для России, чем новый правительственный коллапс. Но в любом случае проект национальной модернизации страны снова отложен в долгий ящик.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru