"Год германо-российской культуры 2003-2004", который 9 февраля на площади Жандармов в Берлине откроют президент ФРГ Йоханнес Рау и президент России Владимир Путин, омрачился, не успев начаться. Министерство иностранных дел поручило одному рекламному агентству разработать рекламную концепцию многочисленных мероприятий, начиная с гастролей театральных трупп и оркестров и кончая показом мод. Но молодым креативным сотрудникам агентства пришли в голову только странные каламбуры (к немецким словам они прибавили русский суффикс "ов"- прим. редакции). Так, весь Год культуры они планировали провести под лозунгом "Спектакулова". Ими также были предложены эскизы плакатов с такими "шутливыми" семантическими перлами, как "Культурова-обменов". Планировалось пустить в продажу футболки ? и это не шутка ? с надписью "Яов былов приэтомов". Министерство иностранных дел, которому, как утверждается, было позволено выходить рамками дипломатических тонкостей, не возражало: оно просто было в восторгове.
Но уже во время ноябрьских переговоров российская сторона была возмущена этими благоглупостями и потребовала отказаться от данной рекламной концепции, издевающейся над русским языком. Отдел МИДа, ответственный за данное мероприятие, не стал спорить и дал агентству еще два месяца для доработки своей рекламной кампании. За это время были напечатаны изысканные приглашения на грандиозное мероприятие по случаю открытия, и создан веб-сайт. Но страница www.spektakulova.de так никогда никому и не открылась.
Недавно у русских окончательно лопнуло терпение. Это настолько отчетливо прозвучало на переговорах о подготовке мероприятия, что МИД больше не мог молчать. С суффиксом "ова" наконец было решено расстаться. Все прочие организаторы, среди них концерн "Рургаз", российский газовый концерн "Газпром" и "Люфтганза", кажется, вздохнули с облегчением. Однако дурное настроение у русских не прошло, тем более что некоторые пресс-релизы со злосчастной пометкой "Спектакулова" уже были разосланы.
Впрочем, воодушевление в МИДе по-прежнему несокрушимо. Там оставили за собой право использовать это "сенсационное" изобретение для других инициатив. Стоимость данного вопроса ? несколько миллионов евро. Из всего этого следовало бы извлечь урок: причиной разлада в межгосударственных отношениях не всегда бывают глобальные вопросы войны и мира. Если бы когда-нибудь появился международный Совет безопасности по вопросам вкуса, Германия не могла бы претендовать на место в этой организации.