Военный конфликт вокруг Косово остался позади, дипломатический грозит достигнуть своего нового пика - а что последует затем? США и правительства некоторых европейских стран прекратили меряться силами с Россией и Сербией в Совбезе ООН еще до того, как Москва формальным вето ознаменовала бы провал сепаратизма косоваров с точки зрения международного права. Вашингтон, похоже, цепляется за план, по которому народное представительство албанцев в Косово должно провозгласить в ноябре отделение провинции от Сербии - и тогда Америка признает независимость государства как свершившийся факт.
Пока неясно, по каким причинам Вашингтон идет на это. Хочет ли он завершить то, что им было начато в 1990-е годы, когда он поддерживал албанскую подпольную военную организацию UÇK с целью ослабления сербско-югославского режима? Милошевича и его государства больше не существует, Сербия встала на путь демократии - и, если она выдаст таких военных преступников, как Младич и Караджич, или поддержит Гаагский трибунал при их аресте, это будет последним доказательством.
Опасается ли Вашингтон, что тогдашняя интервенция НАТО будет выглядеть вконец неправомочной, если военная акция не закончится обретением независимости? Или США в большей степени опасаются того, что UÇK вернется к крупномасштабным акциям насилия, если ее тщеславие не будет удовлетворено?
У Европы уже есть наглядное пособие, демонстрирующее, какие проблемы возникают в результате одностороннего признания независимости, достигнутого в ходе военных операций: это Северный Кипр. Там, где существуют стремления добиться отделения того или иного региона и "национальной" независимости при помощи силы, существуют и опасения (и они превалируют), что националистически настроенные меньшинства подталкиваются к таким средствам для достижения конечной цели, если силовые средства где-то приводят к осуществлению цели.
Вследствие изменений, затрагивающих состав и численность населения в Европе, никто не может предсказать, где какое меньшинство вдруг заявит о своих претензиях, что неминуемо приведет к беспорядкам во всем Евросоюзе. Америка, с ее попытками проводить политику "строительства нации и государства", не всегда может похвастаться успехами. Европейцы должны подумать, прежде чем протягивать ей руку помощи.