"Этот ход, являющийся частью кампании Владимира Путина по искоренению гражданского общества в России, меня не удивляет", - пишет в The New York Times о недавнем обнародовании российским правительством первого списка "нежелательных организаций", в который, в частности, включен Фонд Макартуров, бывший член совета управляющих этой НКО Харли Балзер. "Однако удивление и подавленность вызывает общая реакция западных НКО и российских ученых на данное действие Кремля. Я - человек, больше двадцати лет активно участвовавший в мерах по укреплению связей между российскими и американскими учеными, - увидел мало признаков серьезного протеста против московской кампании, направленной на прекращение долгой и плодотворной эпохи сотрудничества. Большинство людей отреагировало одинаково: не поднимай головы и надейся, что жертвой станешь не ты", - отмечает он далее.
Рассказав о роли Фонда Макартуров в создании в российских университетах центров, в которых исследовательская деятельность сочеталась с образовательной, Балзер указывает, что "убежденным сторонником" данной программы был Андрей Фурсенко, а Владимир Путин в ходе предвыборной кампании 2012 года предложил создать такие центры в 10 российских военных вузах.
"В начале этого месяца я снова видел Фурсенко, - сообщает Балзер. - Я выразил озабоченность по поводу недавних действий Кремля. Он без обиняков сказал мне, что все изменилось. Как он выразился, из-за того, что "Америка не выносит партнеров, которые не ведут себя, как покорные дети, выслушивающие порицания родителей". Россия, по его словам, устала от этого.
Что привело к этому резкому сдвигу? Можно указать на российский реваншизм, захват Крыма и конфликт на Украине. Однако это симптомы более масштабного поворота. Кремль с подозрением относится к западным демократическим ценностям и их возможному влиянию и теперь считает, что сотрудничество [с Западом] слишком рискованно".
"Сопротивление, хоть и слабое, все-таки присутствует", - отмечает Балзер и напоминает о реакции Национальной ассоциации бизнес-ангелов на отставку Кендрика Уайта и протесты "некоторых российских ученых и рядовых граждан" на причисление фонда "Династия" к иностранным агентам.
"Правительство Соединенных Штатов, разумеется, настороженно относится ко все более настойчивым заверениям Кремля в том, что Вашингтон использует американские НКО для создания "пятой колонны" в России. Америка реагирует взвешенно. Однако это битва, сражаться в которой должны российское научное сообщество и другие профессиональные группы. Российским ученым и зарубежным НКО стоит во всеуслышание высказаться в защиту своего дела", - полагает Балзер.
"Если сторонники сотрудничества промолчат, вред, нанесенный российской науке - и будущему благосостоянию страны - усугубится", - убежден он.