Во имя культурного единства, говорят школьные чиновники, для ассимиляции детей иммигрантов требуются занятия по православному христианству
Сегодня они будут учиться рисовать русских православных святых и Господа. 7-летние дети сидят ровно за партами, солнце пробивается сквозь тюлевые занавески, а в полях за окном цветут вишневые деревья. Учитель показывает детям березовую ветвь и говорит, что она хрупка и уникальна, так же, как их души.
"Если вы считаете, что не можете хорошо рисовать, кто вам поможет?" - спрашивает она.
"Бог поможет", - отвечает мальчик.
"Да, Бог направит вашу руку, так что будьте уверены, верьте".
Сегодня вторник, один из двух дней в неделю, посвященных православному образованию в этой сонной государственной школе в Кострово, в зеленых лесах под Москвой. Все девочки и женщины отказались от брюк и надели юбки, и все учащиеся постигают основы христианства вместе с чтением, письмом и арифметикой.
Такое встретишь нечасто, отчасти и потому, что это государственная школа в стране, которая всего несколько десятилетий назад гордилась своим институтом атеизма. Это также странное зрелище, потому что почти половина учеников - мусульмане, есть также несколько евреев, буддистов и неверующих. Многие семьи лишь недавно приехали из Средней Азии и с Кавказа в поисках лучшего образования и работы.
В школе учащиеся рисуют большие изображения Иисуса, выучивают многочисленные подробности о православных святых и обсуждают главы Нового Завета с местным священником, который вплывает в класс в развевающейся черной рясе, чтобы следить за духовным развитием учеников. Дома некоторые дети учатся читать Коран по-арабски.
"Некоторые родители сомневались. Некоторые были против, - признает школьный администратор Наталия Корольченко. - Но я сказала родителям, что, поскольку приезжает все больше и больше детей различных национальностей, что-то должно их объединять. Нужно сделать что-то, чтобы они уважали культуру этой страны".
Рисунки Иисуса и святых
В то время как в США развернулись дебаты по поводу молитвы в школе, многие российские школы стремительно перекинулись от марксизма к институтам с православными символами и доктриной. На стенах школы в Кострово вывешены рисунки Иисуса и святых, и непосвященный посетитель может спутать эту государственную школу с приходским институтом.
Борьба за национальную религию разворачивается по всей этой огромной стране. В последние годы в регионах по всей России движение, во главе которого стоят энергичные священники и местные школьные чиновники, организует занятия "Основы православной культуры".
По конституции, Церковь и государство разделены, но многие наблюдатели полагают, что этот разрыв сокращается. В ходе 8-летнего президентства Владимира Путина, который, по слухам, является ревностным верующим, православные лидеры стали играть более значимую роль. Они благословляли вооруженные силы, восхваляли правителей страны, поддерживали священников в стремлении работать во имя национальных интересов и тщательно избегали какой бы то ни было критики в адрес нарушений властей в области прав человека и демократии.
В ответ власти и олигархи, близкие к Кремлю, снабдили патриархию деньгами на восстановление монастырей и церквей, которые запустели во время советской эры. По всей стране наблюдается бум православного строительства.
Правительство пока избегало вмешиваться в ширящиеся дебаты о том, подходят ли такие занятия для государственного образования. Решение о включении их в программу - и туманный вопрос о том, где заканчивается культура и начинается теология - оставили на усмотрение местных школьных чиновников.
Наступление религиозного образования вызвало возмущение разных сегментов российского общества: коммунисты, мусульманские и еврейские лидеры и встревоженные педагоги подняли тревогу в связи с популярностью занятий.
"Это серьезно влияет на единство страны, - заявил Арсан Садриев из Духовного управления мусульман Европейской части России. - Это приведет к расколу страны. Этнические группы будут объединяться и искать пути защитить свои интересы".
Однако сторонники занятий полагают, что курсы православной истории и культуры объединят Россию, заполнив идеологическую пропасть, образовавшуюся после развала Советского Союза. Православное христианство - это главный стержень российской истории и самоидентификации, говорят они, и оно должно быть обязательным предметом для всех учащихся. Мусульманские иммигранты из Средней Азии и с Кавказа особенно нуждаются в понимании православия, полагают они, чтобы они могли понять культуру своей новой родины.
"Если мы едем в Турцию, мы должны изучать основы исламской культуры, - указывает администратор Корольченко. - Когда дети приезжают сюда, они должны изучать православную культуру. Для них так будет легче".
Духовные лица заняты дебатами с министерством образования о том, что сделать с православными курсами - отменить или стандартизировать, рассказал архиепископ Всеволод Чаплин, пресс-секретарь Московского Патриархата.
"Некоторые люди боятся религии в школе, - говорит он. - Они по-прежнему хотят сохранить монополию материализма и позитивизма, которая существовала в советские времена".
Поток новоприбывших
Однако Россия меняется. В советские времена в этом сельском городке (Кострово) проживало этнически однородное население, состоявшее из русских, которые работали на государственной животноводческой ферме.
Сегодня этот регион с покатыми плодородными холмами наводнен новоприбывшими: чеченцами, азербайджанцами, армянами, таджиками и узбеками. Корольченко с гордостью говорит, что сегодня школа не менее догматична, чем 30 лет назад, когда она пришла сюда как член КПСС. Но сейчас, вместо коммунизма и сельского хозяйства, школа обучает религии, чтобы дать детям моральную основу.
"Если вы понимаете общие христианские догмы и моральный кодекс коммунизма, это одно и то же".
Федеральные власти дали четко понять, что одобряют эти занятия. В 2004 году министерство образования наградило школу за "духовное и моральное возрождение сельских жителей".
Местный священник Вадим Сорокин - также бывший коммунист, который крестился, уже будучи взрослым. Он приехал в Кострово в 1995 году и занялся восстановлением разрушенной церкви Святителя Николая.
Сегодня солнечный свет пробивается сквозь окна церкви под искусно расписанными куполами. Золотые паникадила свисают с богато украшенного потолка, освещая иконы, обрамленные в рамы из красного дерева ручной работы.
Восстановление обошлось в миллионы долларов, пожертвованных властями и богатыми бизнесменами. Сорокин начал с закупки книг для школы и постепенно подошел к тому, чтобы в 2003 году ввести уроки православной культуры.
В назначенные дни он идет по коридорам, переходя из класса в класс, где беседует с учениками в возрасте от 7 до 17 лет о святых и душах.
В классе на верхнем этаже Сорокин сиял, ведя с подростками теологическую дискуссию.
"Что сделали Каин и Авель? - спрашивает учитель. - Они оба принесли дары Господу. В чем была разница?"
"Искренность и отсутствие искренности", - ответила одна девочка, подпрыгнув с места, а затем сев опять.
"Молодцы, - воскликнул учитель. - Вы понимаете!"
Также по теме:
Кремлевские правила: Путин выбрал одну из церквей в ущерб всем прочим (The New York Times)
Новая жизнь во Христе: Путин и РПЦ консолидируют власть в России (The Wall Street Journal)