Проблеме корпоративного управления в современной России посвящена одна из сегодняшних публикаций в Neue Zürcher Zeitung. Ее автор Геральд Хосп указывает, что с начала финансово-экономического кризиса основополагающие принципы управления предприятиями принимаются во внимание все меньше и меньше. "Высококонцентрированная структура собственности, рост государственного влияния и недостаточное следование существующим регламентам - это основные проблемы", - считает он.
С началом кризиса осложненный доступ к капиталу стал перевешивать требование к прозрачности. Так, ради получения кредитов предприятия порой игнорируют интересы миноритарных акционеров своих дочерних компаний. Кроме того, в России государство выступает в роли кредитора и тем самым расширяет свое влияние на экономику, что является "дополнительным риском для инвесторов, поскольку в этом случае предприятия начинает преследовать стратегические и социальные цели".
Владимир Измайлов, председатель финансового и инвестиционного комитета Ассоциации европейского бизнеса в России, напоминает, что, хотя за годы после распада Советского Союза некоторые изменения к лучшему в управлении и произошли, однако Россия все еще отстает от ведущих индустриальных государств. Либеральный экономист Сергей Гуриев высказал мнение, что существующие в России нормы соответствуют уровню других государств БРИК (Бразилии, Индии, Китая), однако качество нормативов - не основная проблема, важнее их соблюдение. А для этого необходима реформа правосудия.
Кроме того, в России очень велики степень концентрации собственности, а также доля государственного участия. Standard & Poor's исходит из того, что у 56 из 90 крупнейших компаний, акции которых котируются на бирже, существует владелец контрольного пакета акций. Еще у 24 есть один или несколько собственников, обладающих блокирующим пакетом (25%). Мажоритарный собственник 20 из 90 крупнейших предприятий - государство, еще в девяти оно имеет значительную долю. Сюда же добавляется проблема так называемых государственных корпораций, чей менеджмент располагает очень большой властью. Поэтому государственные корпорации в качестве акционеров увеличивают риски других инвесторов. Кроме того, в условиях финансового кризиса наблюдается следующая тенденция: крупные акционеры вновь устремляются в руководство. Измайлов полагает, что это явление, возможно, иногда и полезно, однако зачастую оно приводит к конфликту интересов.
Для улучшения корпоративного управления на государственных предприятиях в России существуют независимые наблюдательные советы. Однако, говорят критики, нередко членами независимых наблюдательных советов становятся управленцы из других государственных предприятий.