В России закончилась эра Ельцина. Его досрочная отставка и взлет Владимира Путина ознаменовали собой поворотный пункт российской революции. Демократия, рынок и сотрудничество с Западом не являются приоритетными направлениями для Владимира Путина. Он стремится к усилению государства и обеспечению его единства, - пишет автор статьи.
До сих пор российская революция, начавшаяся с подавления реакционного августовского путча 1991 г., протекала без кровопролития, гражданской войны и террора. Благодаря ее стремительному неконтролируемому развитию, в России за короткое время было создано плюралистическое общество, ослабла власть центра и усилилось положение регионов. Экономика разваливалась, население нищало. В борьбе за власть, собственность и привилегии коммунистов, которая составляла сущность этой революции, сменилось несколько разных элит. За ?молодыми реформаторами? Гайдара пришли ?красные директора? Черномырдина. Им противостояли ?олигархи?, в ходе коррумпированной приватизации приобретавшие банки, монополии и СМИ.
Президент Ельцин, наделенный огромными полномочиями, но ослабленный болезнью и интригами, перестал контролировать ситуацию. Новая русская революция потеряла свой темп, реформы застопорились, Запад снова стал приобретать образ врага. Все громче стали раздаваться требования о необходимости смены курса. Это попытался сделать Евгений Примаков, который при поддержке коммунистов сделал ставку на усиление власти центрального правительства, а во внешней политике - на создание оси ?Москва-Пекин?.
Развитие ситуации в России напоминает Великую французскую революцию 9 Термидора 1794 года, когда был свергнут Робеспьер, а его противники воспользовались разочарованием и апатией, царящими в массах. Все достижения революции были ликвидированы, но старый режим не вернулся. Термидор освободил дорогу к власти Бонапарту. Для России Термидор имеет особое значение: когда-то Троцкий сравнивал с ним приход к власти Сталина, а позже его вспоминали консервативные партаппаратчики, упрекая Горбачева в предательстве коммунизма.
Преемник Ельцина Путин во время предвыборной кампании заверяет, что его эра ни в коей мере не будет напоминать время Ельцина. Путин во всем отличается от своего наставника: он молод, здоров, энергичен, он не принадлежит ни к какому клану и обещает вывести страну из кризиса. И в этом тоже заключается секрет его молниеносного взлета. Он исповедует абсолютно другой стиль руководства, взвешенный и прагматичный, ничем не напоминающий помпу ?царя Бориса?. Современный человек, который тоже идет по трупам. Он не закрывается в Кремле, стремится общаться со всеми группами населения, и обещает им поддержку. Путин может опираться на оживление экономики и изменение в общественном мнении, которое снова обретает надежду. Но кто такой Путин и чего он хочет?
Владимир Путин, родившийся в 1952 г. в Петербурге, принадлежит к поколению, выросшему в послесталинскую эпоху. В отличие от Ельцина и Примакова, он не был членом ЦК. В КГБ Путин с 1975 г. В недавнем интервью ?Коммерсанту? Путин безо всякого сожаления говорит о времени, когда он работал в спецслужбах, называя их ?важнейшим инструментом нормальной жизни государства?.
Возможно, петербургское происхождение сыграло в карьере Путина даже большую роль, чем его прошлое сотрудника КГБ. Будучи заместителем Собчака, Путин приобрел управленческий опыт, участвовал в разрешении политических споров, требовал проведения рыночных реформ и налаживал связи с иностранными бизнесменами и дипломатами, которые сохранили о нем очень хорошие воспоминания. Свою роль сыграло и положительное мнение Собчака. После поражения Собчака в 1996 г.на выборах мэра, Путина взял в Москву Павел Бородин.
В Москве Путин не стал влезать в интриги и держался на расстоянии от кремлевского клана и олигархов. Он сумел завоевать доверие Ельцина, назначившего Путина первым заместителем руководителя президентской администрации, ответственным за отношения с регионами, которые вскоре почувствовали его твердую руку. В июле 1998 г. он стал главой ФСБ. Он использовал этот пост, чтобы создать свою собственную команду из коллег по КГБ и доверенных лиц из Петербурга. В марте 1999 г. Путин стал секретарем Совета безопасности России, а 9 августа неожиданно для всех Путин был назначен премьер-министром России и Ельцин назвал его своим потенциальным преемником.
25 февраля 2000 г. в Интернете появилось предвыборное обращение Путина. Своей главной задачей он считает ?усиление государства?. В своем ?Открытом письме избирателям? он дает мрачную картину состояния российской государственности: плохо функционирующий государственный аппарат, низкооплачиваемые, продажные чиновники, борьба с коррупцией и криминалом безуспешна, население нищает. Вывод Путина: ?Россия - богатая страна с бедными людьми?. Для преодоления этого невыносимого положения необходимы ?воля? и ?видение?.
Путин считает ?своей исторической миссией? вернуть Чечню, установив в ней прямое президентское правление и укрепив слабое государство, слабую центральную власть. Одновременно Путин демонстрирует, что кремлевская власть не такая уж беззубая. В одном из своих первых указов Путин провозгласил новую, более жесткую военную доктрину, которая допускает ситуации, в которых Россия первой может использовать ядерное оружие. К радости военных он увеличил военный бюджет. Путин понял ошибку Ельцина, который хотел стоять над партиями и поэтому отказался от собственного движения, и с помощью средств и возможностей государственной власти создал партию ?Единство?, сумевшую занять второе место на выборах в Думу в декабре.
В новой Думе Путин поразил всех типично ?термидорианской тактикой?, когда его партия заключила союз с коммунистами. Этим шагом Путин не только сумел поставить под свой контроль Государственную Думу, которая оказывала серьезное сопротивление Ельцину. Так он продемонстрировал, что во внешнеполитической игре он хочет иметь развязанные руки и что прежнее противостояние демократов и коммунистов, которого придерживался Ельцин, для него не имеет решающего значения. Чтобы снова посадить на ?короткий поводок? получившие излишние свободы регионы, Путин заговорил о том, что губернаторы должны не избираться, а назначаться Москвой, что будет означать ограничение демократии и федерализма в пользу Москвы. Возможно, стиль управления Путина нельзя будет назвать антидемократическим или диктаторским, однако ясно, что при нем демократическим и рыночным преобразованиям и сотрудничеству с Западом уже не будет придаваться такого большого значения, как в начале революции в России после 1991 г.
Выборы 26 марта Путин может выиграть уже в первом туре. У него нет достойного противника и победа практически предопределена. Неясно только, сможет ли он оправдать надежды, которые на него возлагают в России и за границей. После избрания ему предстоит дать ход осуществлению больших преобразований в Кремле, правительстве и парламенте, в экономике и обществе. Но до тех пор, пока Путин не продемонстрирует, что является самостоятельной фигурой и может осуществить провозглашенные цели, к нему будут относиться выжидающе.