Сегодня вечером родившаяся в ушедшую в прошлое эпоху станция должна погибнуть. Россия испытывают чувство ностальгии.
Она тихо вращалась вокруг Земли 15 лет, не давая погибнуть мечтам человечества о том, что когда-нибудь ему удастся колонизировать космос. Сейчас, когда космическая станция "Мир" готовится к своей кончине - охваченная пламенем, она упадет в южной части Тихого океана - те, кто построили и управляли этим неуклюжим чудом, скорбят о гибели одного их самых доблестных кораблей в истории человечества.
Запущенный страной, которой больше нет - Советским Союзом - "Мир" заканчивает свое существование как гордость России. Еще на этой неделе некоторые законодатели просили правительство пощадить станцию.
Но космическое руководство осталось непреклонно в своем выборе - станция должна умереть.
"Сердце болит, когда я думаю о том, что будет затоплена эта станция, плод наших многолетних усилий. Но разум и расчеты говорят о том, что этот орбитальный летательный аппарат должен быть разрушен", - говорит Анатолий Недайвода, глава конструкторского бюро, где был разработан "Мир".
В среду пресс-секретарь центра управления космическими полетами Валерий Люндин сказал, что "Мир" вращается вокруг Земли на высоте 212 км, то есть готов начать спуск. Центр приводит станцию в стационарное положение и устанавливает его солнечные батареи в такое положение, чтобы он мог зарядиться энергией, необходимой для заключительных маневров.
В пятницу беспилотный грузовой корабль, пристыкованный к "Миру" должен дважды включить свои двигатели, чтобы станция снизила свою высоту. Через несколько часов после этого двигатели грузового корабля будут включены в последний раз, чтобы добить станцию, которая после этого войдет в слои атмосферы Земли.
При своих 135 тоннах "Мир" - бесспорно самый тяжелый космический корабль, который люди когда-либо выводили с орбиты. Центр управления полетами говорит, что у них не будет связи с ним и контроля над его движением после того, как он попадет в атмосферу.
Большая часть станции сгорит, но сотни кусков - вес некоторых будет составлять 700 кг - должны упасть сегодня около 10:30 по стандартному тихоокеанскому времени в южную часть Тихого океана, между Австралией и Чили Общий вес останков составит 27 тонн. Они рухнут в океан, покрыв эллиптическую зону 5980 км длиной и 200 км шириной.
Войдя в верхние слои атмосферы, "Мир" будет двигаться со скоростью 2400 км в час. Скорость неиспарившихся частей перед падением составит 160-240 км в час.
Аналитики спорят о том, какое наследие оставила станция.
В последние дни существования "Мира" его создатели с большей охотой говорят о его достижениях, чем думают о его кончине.
"Мир" показал человечеству, как можно прожить в космосе больше года, как меняется человек, находясь в космосе. "Мир" помог нам провести новые эксперименты в микробиологии. "Мир" помог нам разработать новые технологии, - рассказывает представитель российского космического агентства Сергей Горбунов. - Нет сомнений в том, что человечество будет благодарно станции".
Американский аналитик Джон Пайк предлагает иную перпективу. Он считает, что "Мир" не имел отношения к науке.
"Я думаю, что единственное его достижение состоит в том, что он стал мостом - от соперничества времен холодной войны к сотрудничеству последующего периода", - считает он.
"Много лет назад Советский Союз вывел "Мир" на орбиту, а администрация Рейгана решила построить космическую станцию "Фридом". В 1993 г., когда администрация Клинтона решила привлечь к участию Россию, одним из первых ощутимых действий, свидетельствующих о том, что они преследуют новую политику... было их согласие сотрудничать в проекте создания космической станции".
В то время страны начали реализацию совместных программ на борту "Мира". В прошлом году они вместе создали первые модули следующего корабля, Международной космической станции, получившей неофициальное название "Альфа".
В начале марта на "Альфе" появился первый российский командир, Юрий Усачев, руководящий экипажем из двух американцев, что невозможно было представить в то время, когда создавался "Мир". Российские и американские космические чиновники рассчитывают на то, что "Альфа" сможет проработать дольше, чем "Мир", и что на новой станции удастся начать обживание космоса.
Космонавт-герой России Сергей Авдеев, который провел в космосе на борту "Мира" самое длительное время за всю истории человечества - 748 дней - сказал, что он согласен с тяжелым решением снять "Мир" с орбиты. По его словам, жизнь станции можно было бы продлить на один-два года, на какой в этом смысл? "В будущем осуществлять миссии становилось бы все сложнее и сложнее".
Космонавт Муса Манаров, один из двух первых россиян, которые пробыли в космосе больше года, сказал: "Я не понимаю, почему мы должны плакать. Почему мы должны заботиться о куске металла больше, чем о людях?"
При этом он добавил, что когда станция будет падать "мы, наверное, вспомним старые времена, а возможно и выпьем".
Для многих россиян конец "Мира" по сути символизирует конец эпохи, которую они могли называть эпохой своего лидерства в исследовании космоса.
Советский Союз первым запустил космический спутник в 1957 г., а в 1961 г. вывел на орбиту первого человека, Юрия Гагарина. Для россиян "Мир" был одним из последних символов статуса сверхдержавы.
Но высокая операционная стоимость - $200 млн в год - а также уменьшающееся количество научных и политических результатов вынесли ему приговор.
"Вопрос состоит в том, может ли Россия обслуживать одновременно две космические программы, - считает Леонид Горшков, представитель компании "Энергия", разработавшей "Мир". - Невозможно посылать космонавтов и корабли сразу на две станции".
"Невозможно создавать что-либо новое, если ты цепляешься за старое", - добавил Манаров.
Эти чувства в России разделяют не все. В текущем месяце спикер российского парламента Геннадий Селезнев, заявив, что Россия не должна уступать Соединенным Штатам открытый космос, безуспешно попытался убедить президента Владимира Путина спасти "Мир" и дать распоряжение о создании новой станции, "Мир-2".
Россия могла бы снова быть одна в космосе.
Джеймс Оберг, американский специалист по российской космической программе, сказал, что идея о том, что смерть "Мира" говорит о конце масштабных космических усилий одной страны - "бредовая эйфория". По его словам, вполне возможно, что однажды Россия решит начать еще одну собственную космическую программу, создав новую, небольшую платформу или даже оставив себе компоненты, которые она должна передать проекту МКС.
Он подчеркнул необходимость не поддаваться "основанной на фантазиях ностальгии" при обсуждении "Мира". По его словам, эта космическая станция на самом деле была "дорогой игрушкой. И на то, чтобы понять, что с ней делать, ушло 10 лет".
В конце концов россияне поняли, что с помощью этой программы они могут начать международную коммерческую космическую деятельность. В прошлом году Россия заработала на запуске коммерческих спутников и продаже космического оборудования $800 млн, заметил он.
С точки зрения директора Globalsecurity.org Пайка самым важным фактором является геополитический аспект кончины "Мира".
"Пилотируемые космические корабли - политическое мероприятие. Так было всегда и так будет оставаться в обозримом будущем", - заявил он. То, что Путин согласился утопить "Мир" и сконцентрироваться на МКС - "удивительно приятная новость - в том смысле, что если сейчас сложить плюсы и минусы, космическое сотрудничество является единственным фронтом, где между Россией и Америкой сложились в целом положительные отношения".
Основной блок "Мира" был выведен на орбиту в феврале 1986 г. Он менял со временем свою форму, как детский конструктор.
Большую часть своей истории он действовал безотказно, надежно крутился вокруг Земли, как российский автомобиль, который может сломаться, но который всегда можно подремонтировать. ("Мир" пролетел свыше 3 млрд км.) На станцию прилетало 46 космических кораблей; она послужила временным домом 104 космонавтам, астронавтам и различным посетителям, сделав 86220 пилотируемых оборотов вокруг Земли.
Самым неудачным днем стало 25 июня 1997 г. Во время испытаний по неавтоматической стыковке беспилотного грузового корабля "Прогресс" "Мир" столкнулся с сенсором дистанционного зондирования и на какое-то время один из модулей потерял герметичность. Командир Василий Цибилев бортовой инженер Александр Лазуткин и американский космонавт Майкл Фоэл быстро герметизировали модуль и начали устранять неисправность.
Несмотря на то, что Россия утверждает, что в результате падения "Мира" никто не пострадает, правительство застраховалось на случай возникновения любых чрезвычайных обстоятельств. Общая сумма страховки составила $200 млн.
Россия имеет самый большой опыт в таких операциях. С 1978 г. она уничтожила 80 кораблей "Прогресс" и пять космических станций "Салют" в том же районе, где упадет "Мир". До сих пор не было нанесено никакого ущерба.