В Кремле воцарился статус-кво. С одной стороны - силовики, представители силовых ведомств, возглавляемые главой правительства Михаилом Фрадковым, человеком, который ранее занимал пост руководителя налоговой полиции и теперь располагает самыми подробными досье на олигархов, а также на экономическую и военную верхушку. С другой - либералы, возглавляемые новым руководителем аппарата правительства Дмитрием Козаком, который вместе с Владимиром Путиным представляет новое поколение, сформировавшееся в Санкт-Петербурге после крушения Советского Союза под крылом покойного мэра Анатолия Собчака.
Между этими властными группами сложилось такое равновесие, что они практически утратили свою индивидуальность. Возникла ситуация, в которой Путин может заявить, как юный Людовик XIV: "Государство - это я".
Неизвестный бюрократ Фрадков не может и пальцем пошевелить или подписать документ, без визирования у нового царя. Либерал Козак не может противостоять силовикам без поддержки своего товарища по политическим петербургским авантюрам. Это очень важный период для Путина, который ознаменован и таким знаковым событием: в то время как формировалось новое правительство, он ввел в Совет Федерации Людмилу Нарусову, жену Собчака.
Двойным неожиданным ходом Путин добавил щепотку соли и перца в безвкусное блюдо президентских выборов, исход которых был предрешен. За три недели до всенародного голосования он в прямом телевизионном эфире отправил в отставку правительство и после нескольких дней неопределенности назначил на пост премьер-министра Фрадкова, о существовании которого политическая Москва, не говоря уже о широкой общественности, успела позабыть.
Но какая нужда была в роспуске правительства, которое в любом случае должно было уйти в отставку после предстоящих выборов? Решение Путина перекроить карту власти не было обусловлено требованиями предвыборной кампании.
Как утверждают некоторые российские СМИ, Путина проинформировали о том, что перед президентскими выборами против него готовятся какие-то "провокации". Эти сведения получают подтверждения, хотя и неофициальные: самой большой опасностью для Путина продолжает оставаться недовольство "москвичей", которые осознают, что теряют не только власть, но и большой кусок от пирога иностранных инвестиций, отходящий в пользу выводка Собчака.
С другой стороны, между московскими и петербургскими политиками никогда не было серьезных столкновений. В данном контексте иной смысл обретают слухи о начале политического заката могущественного мэра Москвы Юрия Лужкова - несмотря на то что он стал одним из лидеров "Единой России", партии президента.
Замешательство, вызванное заменой молодого и представительного Михаила Касьянова неким Фрадковым, длилось недолго. У Касьянова уже давно были собраны чемоданы, и, зная, что ему нечего терять, он позволил себе открыто критиковать деятельность Путина.
Когда стал известен состав нового правительства, газета "Известия" с облегчением вздохнула: все достойные министры остались на своих местах, за исключением министра иностранных дел Игоря Иванова, назначенного с понижением на должность секретаря Совета безопасности.
Три силовых министра - Сергей Иванов (оборона), Юрий Чайка (юстиция) и Сергей Шойгу (чрезвычайные ситуации) - сохранили посты. Назначение министром иностранных дел Сергея Лаврова, карьерного дипломата, работавшего в ООН, и министром внутренних дел Рашида Нургалиева подтверждает то, что Путин предпочитает видеть своими сотрудниками лиц, не связанных с политическими кланами.
Яркой личностью, который вместе с руководителем аппарата правительства Козаком может помочь президенту восстановить равновесие между двумя группами, без сомнения, является Александр Жуков - новый идеолог экономических реформ, твердый либерал, которому предстоит убедить Запад в том, что в России, по крайней мере в экономике, не будет смены курса.
Новое правительство выглядит более сплоченным, чем раньше: право принятия решений целиком возвращается в руки Кремля. В то же время все еще не удается разглядеть признаков формирования сколько-нибудь достойной оппозиции.