Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 марта 2005 г.

Ариэль Коэн | The Wall Street Journal

Нужно действовать, чтобы избежать кровопролития в Киргизии

В Киргизии оппозиция президенту Аскару Акаеву взяла под свой контроль юг страны, включая два крупнейших города - Ош и Джалал-Абад. Акаев должен в короткий срок начать действовать, с целью спасти свою страну от гражданской войны и кровопролития, и Запад должен помочь ему в этом.

Киргизы называют происходящие сейчас в своей стране события "лимонной революцией", по аналогии с "революцией роз" в Грузии и "оранжевой революцией" на Украине. Но нет гарантий, что киргизы смогут сделать из этого лимона лимонад.

27 февраля и 13 марта прошли два раунда выборов в парламент Киргизии. В результате в парламенте оказались друзья и родственники президента Акаева, включая его сына и дочь. Наблюдатели из Соединенных Штатов и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе называют ряд нарушений, допущенных при проведении выборов. Киргизская оппозиция потребовала провести повторные выборы, так же, как было на Украине в Грузии, и потребовала от президента немедленно уйти в отставку.

Источники в окружении киргизского президента сообщают, что Акаев подумывает о внесении поправок в конституцию Киргизии, чтобы выставить свою кандидатуру на президентских выборах в октябре и остаться у власти на третий срок. Большинство киргизов выступают против таких планов. Сам Акаев, который находится у власти в Киргизии с 1991 года, как сообщают, устал и не очень бы хотел оставаться у власти, но он испытывает давление со стороны своей влиятельной жены и других родственников, которые хорошо обогатились за время его правления. В результате Акаев утратил свою когда-то безукоризненную репутацию демократа, философа и писателя.

Раньше в Киргизии была совсем иная ситуация. В начале 90-х годов республика продвинулась по пути свободы дальше, чем многие соседние с ней государства, и была вознаграждена за это: Киргизию приняли во Всемирную торговую организацию, Всемирный банк выдавал ей кредиты и т.д. Но ситуация резко изменилась в 2000 году, когда Акаев посадил в тюрьму Феликса Кулова, бывшего вице-президента и мэра киргизской столицы Бишкека, за то, что Кулов попытался стать соперником Акаева на президентских выборах.

Бывший премьер-министр Киргизии Курманбек Бакиев ушел в отставку в мае 2002 года, после того как правительственные войска открыли огонь по участникам мирной демонстрации. Сегодня Бакиев стал лидером киргизской оппозиции. В оппозицию перешла и бывший министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева, которой Акаев перешел дорогу во время парламентских выборов - вместо Отунбаевой депутатом стала дочь Акаева.

Киргизия сегодня представляет собой пример ошибок посткоммунистических режимов Центральной Азии. В Киргизии не было "бархатной революции". Акаев пришел к власти после распада Советского Союза, но в стране осталась прежняя элита советской эпохи, и даже лидеры оппозиции произошли из этой элиты, а не из среды диссидентов, как Лех Валенса и Вацлав Гавел. Но это не мешает лидерам оппозиции быть выразителями недовольства народа коррумпированностью президентской семьи и требовать большей демократии в стране.

Ситуация в соседних с Киргизией государствах - Узбекистане и тоталитарной Туркмении - выглядит еще хуже. Эти режимы подавляют любое проявление инакомыслия. Как заметил один из высокопоставленных чиновников администрации президента Буша, эти режимы сами роют себе могилу.

Радикальные исламистские группировки используют положение вещей в своих интересах. В Киргизии и особенно в Узбекистане запрещенная религиозно-экстремистская партия "Хизб ут-Тахрир" ("Партия исламского освобождения") привлекает в свои ряды тысячи новых сторонников. Цель "Хизб ут-Тахрир" - создание всемирного халифата, военного диктаторского мусульманского государства, основанного на законах шариата, которое будет вести джихад против Запада. "Хизб ут-Тахрир" вряд ли примет участие в сегодняшних народных волнениях в Киргизии, так как считает демократию противоречащей исламу. Но эта организация использует гнев, который народ испытывает по отношению к власти, для продвижения в массы своих радикальных идей.

Высокопоставленный киргизский чиновник, который был с визитом в Вашингтоне в понедельник, не смог ответить на мой вопрос: "Почему Акаев так боится требования оппозиции провести повторные, честные выборы в присутствии многочисленных иностранных наблюдателей?" Ведь если Акаев на самом деле имеет ту поддержку в народе, о которой он говорит, то ему нечего опасаться.

Кроме того, Акаев не должен выдвигать свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Так как у киргизской оппозиции нет общепризнанного лидера, такого как Ющенко на Украине и Саакашвили в Грузии, то любой кандидат, которого Акаев объявит своим приемником, имеет шансы на успех на выборах без всяких подтасовок.

Ситуация в Киргизии критическая. В стране сильный раскол между жителями северных и южных областей, такой же, какой существует между населением Восточной и Западной Украины. В Киргизии может начаться гражданская война, подобная той, что была в Таджикистане и унесла 100 тысяч человеческих жизней.

В случае если лидеры оппозиции утратят контроль над протестующими, которые сожгли здания местной администрации в Оше и Джалал-Абаде и захватили аэропорт в Оше, Россия или даже страны Запада и международные организации могут поддержать Акаева как "меньшее из зол", если хаос в Киргизии будет нарастать.

Для того чтобы избежать катастрофы, государства - соседи Киргизии, США, Евросоюз и ОБСЕ должны подтолкнуть президента Акаева и оппозицию к поиску бескровного выхода из кризиса, пока не стало слишком поздно.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru