После длительной подготовки так называемого "черного списка" ненадежные авиаперевозчики будут вынуждены покинуть небо над ЕС - это станет действенным инструментом в защите прав потребителей. Однако, по оценкам многих экспертов, эта мера бесполезна.
Вряд ли среднестатистический пассажир из ЕС воспользуется услугами одной из 92 авиакомпаний, внесенных в этот список. Дело в том, что большинство из названных компаний является грузовыми авиалиниями. Обыватель должен обладать недюжинной профессиональной компетенцией, чтобы только разобраться в названиях, к примеру, таких авиаперевозчиков, как "Destiny Service" из Сьерра-Леоне, "Wimbi Dira Airways" из Демократической Республики Конго или фирма "GST Aero" из Казахстана. Названия, ничего не говорящие даже специалисту.
Phuket Air осуществляет полеты только на короткие расстояния
Только тайская авиакомпания Phuket Air осуществляла еще год назад рейсы в Западную Европу. Но после серии аварий на ее старых аэробусах, некоторые страны Евросоюза отказали компании в разрешении на посадку. Негативные статьи в прессе и отсутствие достойных туроператоров поспособствовали тому, что авиакомпания оказалась в числе последних на рынке. На сегодняшний день Phuket Air осуществляет полеты только на короткие расстояния.
Размытые критерии при выдаче разрешения на посадку
Сразу все авиакомпании пяти африканских стран (Демократической Республики Конго, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне и Свазиленда) попали в "черный список". Но существуют и исключения из правил. Так, к примеру, авиакомпания Hewa Bora Airlines из Киншасы продолжает осуществлять рейсы в Брюссель на Lockheed TriStar, отработавшем 25 лет, в то время как другим машинам из авиапарка это не разрешается. Точно так же и с афганской авиакомпанией Ariana Afghan Airlines, к которой у экспертов стран ЕС возник ряд претензий. Однако одна машина из самолетного парка этого авиаперевозчика, а именно аэробус А310-200 удостоился снисхождения брюссельских чиновников. Только этому самолету с серийным номером 486 разрешено осуществлять полеты на территории Евросоюза.
Темное прошлое маскируется новым именем
Такие основательные меры, как составление "черного списка", не всегда гарантируют полную безопасность. Это связано с тем, что компании, еще не успевшие попасть в список, с целью заработать иногда приобретают для своего парка самолеты из сомнительных источников. Нередко встречаются также и переименования авиакомпаний, когда погоревший на рынке перевозчик просто меняет название, чтобы скрыть свое нелицеприятное прошлое. К примеру, кипрская авиакомпания Helios Airways, самолет которой разбился в августе прошлого года над Афинами - катастрофа унесла жизни 121 человека - носит теперь название "A-Jet". Даже если список будет обновляться каждые три месяца, как это запланировано, настоящее будет во многих случаях уже прошлым.
Список отстает от реальности
Без сомнения, принцип составления "черного списка" авиакомпаний не лишен системы. В большинстве случаев речь идет все-таки о "проржавевших" кандидатах. Авиалинии, чья безопасность внушает подозрения, но прошедшие проверку, встречаются в этом списке столь же редко, как и "примерные ученики", не вызывающие никаких нареканий на предмет безопасности. С точки зрения пассажира, было бы нагляднее представить на всеобщее обозрение список, в который можно было бы заносить случаи нарушений техники безопасности отдельными авиакомпаниями. Такие имена, как Onur Air или Fly Air, снискавшие себе дурную славу среди отдыхающих в Турции прошлым летом, так и не появились в этом списке.
Предстоит много работы в недавно созданном Европейском агентстве безопасности воздушного движения
Создание универсальной базы данных, в которой будет содержаться информация обо всех происшествиях, начиная с отскочивших шасси и заканчивая крушением, было бы значительным шагом на пути к доступности такой информации для потребителя. Вот это и есть задача для недавно созданного в Кельне Европейского агентства безопасности воздушного движения (сокращенно EASA). Эта организация была основана в прошлом году с целью обеспечения соответствия воздушного транспорта стандартам безопасности, принятым в ЕС.
Обнародованный недавно "черный список" не является истиной в последней инстанции. Это скорее пример бюрократической писанины, работы, проделанной зря. Сегодняшний пассажир не позволит обвести себя вокруг пальца.