Запрет на въезд Биллу Браудеру вновь проливает свет на конфликты между бизнесом и коррупцией в Москве
Подготовку к июльскому саммиту мировых лидеров в России омрачают визовые проблемы Билла Браудера, менеджера Hermitage Management, ведущего иностранного инвестиционного фонда в России, которому отказано во въезде в страну на основании закона, запрещающего въезд иностранцам, представляющим угрозу национальной безопасности.
Британец американского происхождения, которому отказали во въезде в московском аэропорту "Шереметьево" в ноябре прошлого года, не получил никаких объяснений.
Его делом занялся министр иностранных дел Джек Стро, а источники, близкие к Даунинг-стрит, намекают, что советники Тони Блэра по саммиту G8 добиваются включения проблем менеджера в повестку дня.
Браудер - неожиданный объект недовольства Кремля. Успешный, но независимый фондовый менеджер, ведущий агрессивную кампанию за совершенствование управления российскими компаниями, он является откровенным сторонником президента Путина, нередко защищающим российского лидера и его политику в выступлениях и публикациях в западной прессе.
О его деле проинформировали ведущих российских чиновников, включая министра финансов Алексея Кудрина, министра экономики Германа Грефа и министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Браудер заявил The Times, что надеется получить возможность вернуться в Москву: "Мы находимся в контакте с рядом российских правительственных чиновников, и они дают понять, что дело будет в конце концов решено".
Однако в российских органах безопасности распространена коррупция, и отказ во въезде часто используется как инструмент в деловых спорах. У российских министров, симпатизирующих иностранным инвестициям и реформам, нет влияния на ФСБ.
Московское инвестиционное сообщество обескуражено решением закрыть въезд Браудеру. Его дело необычно затянулось, считает Рональд Нэш, глава аналитического отдела в Renaissance Capital. "Конца пока не видно", - сказал он.
Фонд Hermitage является ведущим портфельным инвестором в России с активами стоимостью 4,1 млрд долларов, четвертью того, чем управляют американские фонды. Успех Браудера тесно связан с его воинственностью, обличением коррупции и борьбой за права миноритарных акционеров. Его громкие кампании, по мнению некоторых, являются причиной запрета на въезд.
Самым большим пакетом Hermitage, размеров которого фонд не разглашает, являются акции "Газпрома". Браудер и его коллеги ежегодно подвергают газовый гигант неофициальной аудиторской проверке, обвиняя бывших менеджеров в мошенничестве и расхищении активов. Были развернуты кампании и против энергетической компании "Сургутнефтегаз", национального банка "Сбербанк" и электроэнергетической компании "ЕЭС России". В случае с "Газпромом" партизанская тактика оказалась успешной, привела к смещению бывшего председателя компании и возвращению части украденных активов.
Бунтарство главы Hermitage, возможно, наследственное. Он внук Эрла Браудера, который в 1930-е годы был генеральным секретарем компартии США.
Однако Браудер является также громогласным обличителем, а иногда и истцом против российского олигархического капитализма и магнатов, включая бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, который в настоящее время отбывает срок за неуплату налогов.
Препятствия на пути, которым шел дедушка
Билл Браудер - напористый болельщик Владимира Путина. Он так восторжен, что российский президент, похоже, распорядился, чтобы копии хвалебных речей о перспективах России, которые произносит менеджер фонда, размножали и рассылали в российские посольства по всему миру.
Так почему же фанату Путина отказали во въездной визе в Россию? Менеджер Hermitage, по-видимому, этого не знает, но он мог бы извлечь несколько уроков из опыта своего деда Эрла Брудера, который вместе с Джоном Ридом участвовал в создании американской коммунистической партии. Эрл Браудер дважды становился генеральным секретарем и дважды боролся за пост президента США.
Как впоследствии внук, он был бунтарем, который обожал расстраивать богатых и влиятельных. Он дважды сидел в тюрьме, во второй раз - за паспортные нарушения, а в 1950-е годы сенатор Джо Маккарти вытащил его на слушания о коммунистическом влиянии. Он рассорился со своей партией в 1944 году и позже был исключен, когда Кремль подверг его критике за сомнения в том, что капитализм и коммунизм могут сосуществовать.
Позже Эрл Браудер говорил, что американские коммунисты процветали, когда боролись за реформы, и провалились, когда стали выступать за Советский Союз.
Билл Браудер с его кампаниями против мошенничества на государственных предприятиях бьет в тот же барабан в современной России. Кому-то в Кремле его музыка может казаться слишком громкой.