И все же кто он такой, Владимир Путин? Демократ, как он сам утверждает, твердый приверженец свободы прессы, или - новый диктатор, который шаг за шагом будет возвращаться к политике и практике советских времен? Пока этого не знает никто, однако, появившиеся - особенно в последнее время - признаки нельзя назвать обнадеживающими. Этот человек ведет себя довольно странно.
К примеру, в начале месяца Кремль пригласил в Москву югославского генерала Драголюба Ойданича, которому предъявлено обвинение в военных преступлениях. Он встретился с министром обороны и начальником генерального штаба ВС России. В обоих случаях российская сторона и не думала надеть на него наручники, как это она должна была сделать, поскольку Россия является членом ООН. Это был явный сигнал о том, что Путин собирается играть по своим собственным правилам.
Визит Ойданича свидетельствует о преднамеренном и наглом неуважении к ООН, Гаагскому военному трибуналу по бывшей Югославии и - что более важно - к нормам приличия. Трибунал обвиняет Ойданича в "преступлениях против человечности и нарушениях законов и обычаев войны". Говоря понятным языком, речь идет об этнических чистках.
США выразили протест в связи с визитом Ойданича, однако они не намерены вступать в конфронтацию с Россией в СБ ООН. Администрация Клинтона решила, что так действовать не стоит. Она предпримет эти шаги в частном порядке, возможно в ходе встречи госсекретаря Мадлен Олбрайт с ее российским коллегой Игорем Ивановым или в ходе предстоящего саммита между Клинтоном и Путиным. "Это серьезно", - заявил один официальный представитель США. Да, конечно. Посмотрим, использует ли администрация Клинтона этот путь.
По целому ряду причин - одни из них логичны, другие - лишь свидетельствуют, что американское руководство принимает желаемое за действительное - администрация США не желает идти на конфронтацию с Москвой. Одна из причин состоит в том, что Вашингтон не хочет, чтобы Москва "сошла с ума", если США приступят к созданию своей системы ПРО. Другая заключается в попытках администрации доказать, что она не ошибалась, слишком деликатно обращаясь с Россией. Третья причина состоит в том, что администрация все еще прощупывает Путина, пытаясь определить, каково его истинное лицо: в успокаивающих заявлениях или тревожных действиях. В этом кроется причина для пессимизма.
При Путине властями был осуществлен рейд против оппозиционной информационной группы "Медиа-МОСТ", в ходе которого изъяли документацию и даже видеозаписи популярных программ. Ранее российские военные схватили журналиста Андрея Бабицкого, который готовил критические репортажи о событиях в Чечне, и обменяли его на трех российских военнопленных. Путин заявляет, что уважает свободу прессы. Еще немного такого рода уважения и пресса будет совершенно запугана.
В Чечне Россия попирает международные нормы, фактически ведя войну против мирного населения. Как и во время войны, которую США вели во Вьетнаме, конечно, трудно отличить боевиков от небоевиков, однако россияне в действительности и не пытались этого делать. Они сравняли с землей Грозный, обращаясь одинаково со всеми жителями. Это был пример извращенной российской демократии.
Пусть все это и даже Чечня - внутренние российские дела, как настаивает Москва. Однако во внешней политике ситуация не более обнадеживающая. Россия по-прежнему дружит с Саддамом Хусейном и Слободаном Милошевичем. Недавно Москва продемонстрировала свое расположение к Сербии, отказав в помощи прогнившему режиму Милошевича. Она предоставила Белграду кредит в размере 102 млн. долларов и предложила продать Сербии нефть по ценам ниже рыночных. Возможно, Путин не знает, что Милошевичу тоже предъявлено обвинение в военных преступлениях.
Около половины тех, кому трибунал предъявил подобное обвинение, или были арестованы, или сами сдались. Это неплохой результат для организации, которая вначале считалась не действующей, а лишь полной благих намерений. Трибунал продемонстрировал, что отдельные лица, даже политические лидеры, должны нести ответственность за преступления против человечности.
Ойданич должен стать одним из них. Он командовал частями, которые выбрасывали албанцев из домов, убивали некоторых из них, а остальных без воды и пищи сажали в переполненные вагоны и вынуждали покидать Косово. Эта акция напоминала облавы на евреев, которые проводили германские части во времена холокоста.
Гостеприимство, с которым в Москве принимали Ойданича, напоминает о днях, когда Москва поддерживала террористические организации. Уже тогда руки Советского Союза были в крови. Сейчас Россия просто не обращает внимания на кровь на чужих руках.