Интервью председателя Общества прав человека в Узбекистане Талиба Якубова
"Никакого предложения провести независимое расследование недавних событий в Андижане" генеральным секретарем ООН сделано не было, заявила в четверг, после телефонного разговора между Кофи Аннаном и президентом Исламом Каримовым, пресс-служба узбекского президента. Так Ташкент ответил на просьбу ООН пустить в Узбекистан "профессиональную международную миссию" и на требования о проведении расследования, выдвинутые Европейским союзом, Великобританией, Германией и Францией. По данным Международной Хельсинкской федерации прав человека, при подавлении восстания 13-14 мая в Андижане погибло около 1000 человек. Режим признал факт гибели 169 человек, но препятствует приезду независимых наблюдателей. Даже Международному комитету Красного Креста (МККК) пришлось публично потребовать допуска своих представителей к раненым жителям Андижана.
"Родственники до сих пор не знают, что случилось с их близкими, объявленными пропавшими без вести: убиты ли они, ранены, арестованы, скрываются где-то еще на территории страны или нашли убежище за границей", - говорит МККК, который также сообщает о массовых арестах.
Талиб Якубов, председатель Общества прав человека в Узбекистане и бывший руководитель оппозиционной партии "Бирлик", одним из первых сообщил о тысяче погибших. По его словам, эта бойня стала "началом конца каримовского режима".
- На чем вы основываетесь, когда говорите, что в последние дни на востоке Узбекистана погибло около 1000 человек?
- Пока мы не можем назвать точную цифру. Но многие источники сообщили нам о том, что в Андижане погибло более 500 человек. В Пахта-Абаде (селении, ближайшем к Андижану. - Libération) было 200 погибших. Что произошло в Кара-Суу (городе на границе с Киргизией. - Libération), точно мы не знаем. Но можно с уверенностью сказать, что в Андижане многие журналисты видели, как войска открыли огонь по толпе мирных жителей. Люди собрались на площади, помня о недавнем восстании, которое позволило свергнуть президента Киргизии. Потом пришли войска. Это была настоящая бойня. Потом свидетели видели груду тел в школе номер 15 и в андижанском лицее. Некоторые тела забрали родственники, другие увезли на автобусах и грузовиках, чтобы где-то захоронить - где именно. мы пока не знаем. Многие видели также, как солдаты добивали раненых.
- Кто был виновником этих событий?
- Я спрашиваю себя: не было ли все это провокацией, устроенной самим режимом? Каримов очень испугался смены власти, только что произошедшей в Киргизии. Днем и ночью в Ташкенте рабочие строят высокую защитную стену вокруг президентского дворца. Я знаю также, что наши спецслужбы пытаются дестабилизировать ситуацию в Киргизии. Среди узбекских беженцев, перешедших за последние дни в соседнюю страну, наверняка есть агенты, получившие задание спровоцировать беспорядки в Киргизии.
- Что будет происходить теперь?
- Репрессии в Андижане, конечно, очень страшны, но долго это не продлится. Недовольство режимом, и без того сильное, теперь перерастает в ненависть. В Ташкенте люди живут лучше, чем в остальных районах страны. Но и здесь людям все это надоело, особенно коммерсантам, уставшим от преследований. Сейчас многие говорят, что Андижан - это начало конца каримовского режима. Чего я опасаюсь, так это анархического бунта, в котором прольется много крови, и которым в конечном счете воспользуются радикальные исламисты.
- Что вы можете сказать по поводу исламистской угрозы в Узбекистане?
- Это факт, что после распада СССР многие люди обратились к исламу, было отстроено много мечетей. Но когда говорят об исламистской угрозе, о ваххабизме, о партии "Хизб ут-Тахрир", здесь это вызывает только смех. В Узбекистане есть экстремисты, как и везде - в США или в России. Исламистская угроза в Узбекистане - это инструмент, которым пользуется Каримов, чтобы удержаться у власти.
- Чего вы ожидаете от Запада?
- Сегодня только Запад, только международное демократическое сообщество может вывести нас из этого тупика. Нужен нажим извне. Но в последние годы, особенно после терактов 11 сентября 2001 года, наблюдалось как раз обратное. Представительства ООН и ОБСЕ в Ташкенте не делают ничего. Каримов одержал верх над международными организациями. Запад должен уделять больше внимания Узбекистану. Не забывайте, что мы - огромная страна с большим населением.