Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 ноября 2000 г.

Георг Гафрон | Die Welt

?Никто не должен бояться оси Берлин-Москва?

- Господин министр, четырехдневный визит в Германию - это необычно долго?

- Слишком мало, если учесть, сколько вопросов нам надо обсудить. У нас очень насыщенная повестка дня, включающая весь спектр международных проблем. Только вспомните о ситуации на Балканах и на Ближнем Востоке, о необходимости укрепления безопасности и стабильности в Европе.

- Кстати о Ближнем Востоке: вы как раз возвратились из поездки по странам региона. Каковы впечатления?

- Нет ни малейшего сомнения в том, что все стороны, в том числе арабы, понимают, что проблемы нельзя решить с помощью силы. Нам нужно преодолеть три этапа. В первую очередь необходимо покончить с применением силы. Потом - нормализовать ситуацию и закрепить это положение. И только потом могут быть возобновлены двусторонние переговоры. США и Россия, как посредники в данном вопросе, будут и дальше следовать избранному пути, причем я бы хотел особенно похвалить участие американцев в переговорном процессе, в котором и европейцы тоже могут и должны сыграть свою роль. Очень плохо, что практически в одну ночь весь мирный процесс в регионе был отброшен далеко назад.

- Возвращаясь к вашему визиту в Берлин, что вы можете сказать о российско-германских отношениях?

- Этот визит как раз и является доказательством наших хороших отношений. Договоренность об этой поездке была достигнута во время июньского визита в Германию президента Путина. Ее цель - еще раз основательно сопоставить наши позиции по основным вопросам внешней политики и продолжить совместные усилия по углублению и расширению двустороннего сотрудничества.

- В том числе в энергетической сфере?

- В том числе и в первую очередь в этой области. Это касается не только увеличения наших поставок углеводородного сырья, но и непосредственно электроэнергии. Мы считаем, что торговое сотрудничество может стать важнейшим элементом в отношениях России и ЕС, независимо от развития конъюнктуры цен на энергоносители. Предпосылка такого сотрудничества - взаимная выгода. Было бы неплохо, если бы немецкие фирмы активнее участвовали в этом процессе.

- Для эры Ельцина-Коля была свойственна особенная эмоциональность. Сегодня отношения стали более сдержанными?

- В этом году благодаря усилиям обеих сторон отношения приобрели позитивную динамику. Этому, безусловно, очень содействовали хорошие личные отношения между президентом Путиным и канцлером Шрёдером. Наивысшей точкой в развитии двусторонних отношений стала встреча обоих лидеров в Германии и визит канцлера Шрёдера в Москву, когда было заключено несколько весьма позитивных соглашений. В начале января Путин и Шрёдер проведут в Подмосковье неформальную встречу. Форма проведения встреч на высшем уровне может быть различной - важны их результаты, проявляющиеся в конкретных совместных проектах.

- Тем временем в странах Центральной и Восточной Европы растет озабоченность в связи с возможным созданием оси Берлин-Москва.

- Честно говоря, лично я никогда ничего подобного не слышал. Все опасения подобного рода безосновательны. Мы готовы к очень тесному сотрудничеству и с другими европейскими странами, включая Францию и Великобританию, и предпринимаем шаги в этом направлении как в области двусторонних, так и многосторонних отношений. Нас, кроме прочего, объединяет одинаковое понимание свободы, демократии, прав человека. Что касается государств Центральной и Восточной Европы, то у них нет оснований для беспокойства. Российская политика не использует двойных стандартов. Мы будем и дальше развивать наши двусторонние отношения, если другие стороны тоже будут к этому готовы.

- Европейский Союз на этой неделе принял решение создать собственные структуры быстрого развертывания. Вас это беспокоит?

- Ни в коей мере, однако мы следим за процессом формирования структур ЕС в области безопасности и обороны. При этом мы исходим из того, что сотрудничество в вопросах безопасности в Европе является компетенцией Совета Безопасности ООН. Важным для нас является соблюдение норм международного права и обеспечение полной транспарентности.

- Звучит так, будто вы сомневаетесь?

- Нет, просто иногда необходимо отметить некоторые моменты. Впрочем, все приоритеты сотрудничества России и ЕС содержатся в совместной декларации о сотрудничестве в области безопасности в Европе, принятой на саммите глав ЕС и России в Париже 30 октября этого года. Мы исходим из того, что после саммита ЕС в Ницце, намеченного на начало декабря, наше сотрудничество в этой области приобретет конкретное развитие.

- Какое?

- Должны быть определены правовые формы сотрудничества, проведения консультаций, обмена оперативной информацией, ее анализа и оценки.

- В США идет борьба за президентское кресло. А кого вы предпочли бы видеть в этой роли?

- Знаете ли, мы не строим наши отношения с Америкой, ориентируясь на какого- то определенного кандидата. В последние годы российско-американские отношения приобрели очень хорошую основу. При этом, как всегда, существуют определенные разногласия, объясняющиеся спецификой национальных интересов США и России. Это естественный процесс и не повод драматизировать ситуацию. Важно, чтобы проблемы преодолевались в некофронтационной атмосфере. Важна готовность к компромиссам, учет двусторонних отношений и просто совместная работа по конструктивному претворению в жизнь новых реалий.

- Что важно сейчас?

- В настоящее время нужно не допускать пауз в российско-американском диалоге. Глобальные и региональные кризисы ждут своего решения, не взирая на возможные проблемы в российско-американских отношениях после выборов нового президента.

- Кто бы ни стал новым президентом США, тема национальной противоракетной обороны останется актуальной.

- В этом году наши отношения с Америкой подверглись серьезному испытанию. В итоге в США все же возобладал разумный подход: решение о развертывании системы ПРО было отложено, и договор от 1972г. остается пока в неизменном виде. Я хотел бы отчетливо заявить, что мы высоко ценим ответственную позицию европейских стран по данному вопросу. Россия не закрывает глаза на возможность возникновения в мире новых угроз, однако на встрече в Вашингтоне мы собираемся предложить американцам разумные альтернативы их планам.

- Когда вы, наконец, найдете политическое решение чеченского конфликта?

- Естественно, мы хотим прийти к политическому решению. Чечня должна быть возвращена в конституционное пространство Российской Федерации. Все права и свободы, которые наше законодательство гарантирует российским гражданам, должны распространяться и на жителей Чечни. Для достижения этой цели мы уже сейчас ведем широкий диалог с чеченской стороной. Должно быть абсолютно понятно, что мы, естественно, не будем разговаривать с людьми, чьи руки по локоть в крови.

- В заключение обратимся к теме ?трофейных ценностей??

- Понятие ?трофейные ценности? не охватывает всю совокупность этих исключительно важных для наших отношений проблем. Гитлеровская агрессия нанесла непоправимый вред русской культуре: музеи и библиотеки были разграблены, разрушены тысячи памятников русского зодчества. В этой связи решение данного вопроса должно основываться исключительно на взаимных уступках и жестах доброй воли. Ни в коем случае нельзя односторонне подходить к решению этой проблемы. В этом вопросе Россия никому ничего не должна.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru