Если в следующий понедельник в Петерсберге под Бонном начнется обсуждение будущего Афганистана, то там должны будут говорить между собой одни афганцы. Целью встречи под эгидой ООН является выработка всеми афганскими племенами и политическими группами единого мнения относительно послевоенного устройства страны. Конечно, многие государства заинтересованы в успехе переговорного процесса и имеют геополитический интерес в центрально-азиатском регионе. Наряду с непосредственными соседями, это, прежде всего, великие державы.
Европа: Сдержанная осторожность
На начинающейся в понедельник конференции по Афганистану европейцы совершенно сознательно останутся на вторых ролях. Так, немецкое правительство отказалось от того, чтобы выступить в роли хозяина, хотя встреча состоится в Петерсберге. Роль хозяина отводится Организации Объединенных Наций.
Для такой скромности имеются две причины: Во-первых, представления европейцев о будущем Афганистана не отличаются от представлений ООН. Все страны ЕС полностью поддерживают резолюцию ООН за номером 1378 о создании как можно более репрезентативного временного правительства в Афганистане. Кроме того, в Европе полагают, что судьба весьма сложных переговоров находится в надежных руках посредников из ООН, Лахдара Брахими и Франциска Вендреля. "Мы не волшебники, и не разбираемся в афганских делах так хорошо, как Брахими и Вендрель", - сказал представитель ЕС.
Еще важнее, чем доверие к ООН - недоверие по отношению к странам-соседям Афганистана. Европейские страны хотят остаться в стороне от переговоров в Петерсберге, в том числе, и за тем, чтобы другие страны не имели предлога вмешиваться в события. "Если мы, ЕС, влезем в это дело, то все захотят того же, например, Иран или Пакистан", - говорят в Брюсселе. Тогда переговоры будут бессмысленными.
Немецкое правительство по тем же причинам хочет ограничиться рамками переговоров. Это решение было продуманным: выбор упал на Бонн не только из соображений безопасности, полагает представитель ЕС. Хотелось, чтобы все афганцы собрались в одном и том же отеле, не имея слишком много возможностей для обходного маневра. "Они должны оставаться в Петерсберге так долго, сколько потребуется для достижения договоренности".
Россия: Новые друзья в Кабуле
Русские вернулись в Кабул. Чем больше президент Путин поддерживает борьбу против Талибана, тем меньше он желает видеть в афганской столице исключительно проамериканское правительство. Поэтому в прошедшие выходные он отправил в командировку своих представителей из некоторых министерств, которые должны стать консультантами при президенте Раббани. Кажется, решение Путина глубоко разочаровало афганскую диаспору в России. Эти беженцы числом более 100.000 человек ставят на сторонников и активистов Народно-демократической партии. Она правила в Кабуле до 1995 года в качестве наместника Москвы и была сметена моджахедами, к руководству которых принадлежал Раббани. Бывшим союзникам, которые вследствие кровавой резни, которую моджахеды устроили, придя к власти в Кабуле, были лишены своих постов, не было оказано радушного приема в России. Поэтому Москва не настаивала на том, чтобы привлекать эту группу к переговорам. Путин хотел бы видеть в Афганистане, прежде всего, такое правительство, которое препятствовало бы подготовке в этой стране чеченских боевиков и которое бы положило конец торговле наркотиками, что становится для России все более важной проблемой.
[Статья представлена не полностью. Описание точек зрения США, Китая и ООН по вопросу послевоенного устройства в Афганистане вы можете найти в оригинале статьи ? прим. ?Инопрессы?].