2000 иностранцев из числа талибских боевиков, обороняющих Кундуз, представляют собой лишь незначительную часть исламских бригад, получивших подготовку в убежище террористов, которым являлся Афганистан. Сначала они при поддержке США боролись против России, а затем использовали в качестве прикрытия террористическую сеть Усамы бен Ладена.
Ядро лидеров иностранных наемников в Кундузе и на севере Афганистана составляли узбеки Джума Коджаев по прозвищу "Намангани", которого руководители "Северного альянса" считают погибшим во время осады, и Такир Юлдаш - оба они находятся в непосредственном подчинении бен Ладена и способны привлечь в свои ряды целую когорту таджиков, киргизов, чеченцев и даже китайских уйгуров.
Арабы, чеченцы и пакистанцы, не имеющие ничего общего с тысячами добровольцев, которые месяц назад пересекли границу, чтобы стать на сторону талибов, представляют собой боевиков - особенно члены группы Harkat Al Mujaidin - обученных для ведения боевых действий в Кашмире. Какова реальная сила этого контингента, пока неизвестно, однако их отказ сдаться и ожесточенное сопротивление связывают с боязнью расплаты, а также с тем, что они объявлены в розыск в своих родных странах, где их ждет скамья подсудимых. Главные силы так называемого арабского контингента сосредоточены в Кандагаре, из которых примерно 200 человек - личная охрана бен Ладена.
Своим появлением иностранный легион обязан превращению Афганистана в убежище для террористов. В 80-е годы полувоенные формирования из различных стран мира пользовались разветвленной сетью тренировочных лагерей. По сведениям западных разведслужб, эта сеть протянулась через весь Ближний Восток - от Алжира до Иордании. Кроме того, существовали региональные центры. Например, исламские боевики из Филиппин проходили подготовку в Малайзии.
Затем ситуация изменилась, чему способствовали два основных фактора. Первым была афганская война: мусульманская страна подверглась агрессии со стороны атеистического государства, России, что вынудило ее прибегнуть к "джихаду". Вторым стало убийство в 1981 году президента Египта Анвара Садата, который впервые подверг серьезному преследованию движение арабских интегралистов.
Финансовая и другая помощь со стороны США, рассматривавших афганскую войну как очередной этап холодной войны, придала маргинальному движению реальную силу. Кроме того, сопротивление советской оккупации совпало по времени с притоком в Афганистан египетских исламистов, подвергавшихся преследованиям у себя в стране. Не случайно заместители бен Ладена Аймар аль-Завахири и Мохамед Атеф (на этой неделе было сообщение, что он убит) - египтяне. Бен Ладен воевал против СССР и результатом полученных ран стала хромота, которую он всегда пытается скрыть перед телекамерами.
Руководители почти всех исламских группировок, принимавших участие в конфликтах 90-х годов, прошли подготовку в Афганистане. Приход к власти талибов совпал со ссылкой бен Ладена, у которого были хорошие контакты с моджахедами из нынешнего "Северного альянса", и который связал себя крепкими узами - даже семейными - с лидером талибов муллой Омаром.
Бен Ладен придал этой импровизированной сети лагерей по подготовке террористов на контролируемой талибами территории профессиональный и единый характер. Все это он делал при попустительстве со стороны США и других держав, несмотря на то, что в Боснии, Чечне и на Филиппинах воевали иностранные боевики, которых называли "афганцами".