Вчера трое только что вернувшихся из Афганистана пакистанских бойцов рассказали, что талибские фанатики и их иностранные сообщники, решившие воевать до победного конца, удерживают в Кандагаре жен и детей сотен афганских бойцов в качестве заложников, чтобы они не сдавались в плен и не дезертировали из рядов талибов.
В одном интервью эти трое сообщили, что семьи бойцов удерживаются в трех хорошо охраняемых местах в Кандагаре, в то время как их мужья и отцы вынуждены дать клятву на Коране никогда не позволить оппозиции или американским войскам войти в этот афганский город - один из двух, оставшихся в руках талибов.
Трое пакистанских бойцов назвали удерживание семей частью террора, установленного в Кандагаре лидерами талибов и их арабскими сообщниками из "Аль-Каиды". Подтвердить их рассказ из других источников не удалось, хотя другие лица, покинувшие осажденный город, тоже говорят о решимости наиболее радикально настроенных талибов и их арабских сообщников воевать до победного конца, а также о напряженных отношениях между ними и теми афганскими бойцами, которые подумывают о сдаче в плен.
Трое пакистанцев, уже не питающих никаких иллюзий, рассказали, как они четыре дня шли через пустыню и холмы, чтобы сбежать из Канданара и пересечь пакистанскую границу в обратном направлении. "Мы допустили большую ошибку, отправившись туда", - заявил 23-летний Абдул Калам, бросивший учебу в университете в Карачи.
Завербованный одной религиозной организацией, называющей священную войну против США долгом каждого мусульманина, Калам и двое его друзей отправились в Афганистан для ведения джихада всего за несколько дней до того, как 7 октября американская авиация начала наносить удары. Калам, 22-летний Рашид Ахмед - тоже бывший студент университета в Карачи - и 20-летний аспирант научного колледжа в Карачи Халилула к тому времени уже были убежденными бойцами.
По их словам, в начале 1998 года все трое прошли подготовку к ведению партизанской войны у арабских экспертов в лагере, расположенном неподалеку от восточного афганского города Хост. И все трое заявили, что у них был опыт ведения боевых действий в составе индийской армии в Кашмире. В прошлом месяце они присоединились к тысячам других пакистанцев - большинство из них проживают в приграничных областях с преобладающим пуштунским населением - устремившимся в Афганистан в ответ на призыв религиозных лидеров помочь талибам.
"Не беспрерывные американские бомбардировки, а террор, развязанный арабскими боевиками против безоружных кандагарцев, вынудил нас тайно покинуть свой пост, расположенный вблизи разрушенного городского здания, - говорит Калам. - Слава Богу, я понял, что все это совсем непохоже на джихад".
Все трое заявили, что приняли решение вернуться в Карачи после того, как увидели, как арабы и некоторые полевые командиры талибов заставляли сотен бойцов занять позиции по обороне города, заперев их жен и детей в трех жилых комплексах неподалеку от Chowk Maidan в Кандагаре.
"Подручные муллы Омара и арабы сказали этим бойцам Талибана, что им не разрешат встретиться со своими женами и детьми, пока не кончится война, - рассказал Ахмед. - Джихад не дает нам права заставлять мусульман воевать, удерживая их семьи в качестве заложников".
По словам Рашида, вскоре после прибытия в Кандагар 5 октября, его командир - бывший капитан пакистанской армии - поручил ему охранять один из жилых комплексов.
"С самого начала я подозревал, что в этом комплексе из примерно 70 жилых домов нет взрослых мужчин; и все же он так строго охранялся, что даже детям не разрешали к нему приближаться, - отметил он. - Позднее некоторые дети и приятели их числа арабских охранников рассказали мне, что семьи могут встретиться со своими отцами и мужьями только после того, как неверные американцы будут разгромлены".
По словам Рашида, из-за того, что он проявил некоторую симпатию к удерживаемым женщинам и детям, его перевели на другой пост. Калам рассказал, что его поставили охранять другой комплекс из 90 жилых домов, предназначенный для женщин и детей.
"Я ужаснулся, узнав, как через два дня после американских ударов арабы врывались в дома простых талибов, чтобы забрать оттуда женщин и детей", - говорит Калам.
"Арабскими боевиками овладела паранойя: она подозревают, что каждый второй житель Кандагара предоставляет информацию американцам", - подчеркнул Халилула.