Телевизионная лихорадка и мужское насилие приводят к летальным последствиям. Необходима саморегуляция телевидения
Убийство женщины, на телевидении пожаловавшейся на свою жизнь, полную издевательств и жестокого обращения со стороны мужа, поставило перед Испанией проблему полового насилия. Ана Орантес погибла в 1997 году после того, как муж облил ее бензином и сжег заживо. Молодая россиянка Светлана, которая хотела достойно устроить свою жизнь с дочерью в Испании, стала еще одной женщиной, умершей от рук своего сожителя после посещения телестудии. Хороший повод для размышлений в день борьбы с половым насилием, который отмечается в следующее воскресенье.
Светлана - пятая женщина, умершая в Испании после того, как рассказала о своей трагедии на телевидении. Разница с Аной Орантес в том, что та пришла рассказать о проблеме, которую испытывают тысячи женщин, на Canal Sur, а Светлана - в программу "Дневник Патрисии" (Diario de Patricia) на канале Antena 3, не зная, что человек, с которым ей предстоит встретиться в студии, - не какой-то русский знакомый, а мужчина, на которого она подала жалобу за жестокое обращение, в результате чего он был приговорен к 11 месяцам тюрьмы.
Светлана стала жертвой не только насилия со стороны убийцы, но и жертвой телевизионного обмана и хитрости, часто переступающих границы человеческого достоинства и этики. Разве пришла бы Светлана на программу, если бы знала, что ей предстоит встретиться со своим сожителем? На этот вопрос должны ответить авторы программы. Помимо гражданской ответственности, к которой следовало бы привлечь телевидение за нарушение права на частную жизнь и защиту чести и достоинства, очевидно, что этот случай со всей остротой поднимает вопрос о том, насколько далеко готовы зайти телеканалы ради привлечения аудитории. Принцип "все средства хороши" ведет жанр реалити-шоу все более топкими путями, настало время задуматься, не пора ли покончить с телевидением, основанным на бесстыдной эксплуатации чужого несчастья.
Из-за таких программ телестудии превращаются в места повышенной опасности. Известно, что исступление насильника становится особенно яростным, когда унижение становится достоянием гласности, нет ничего хуже, чем почувствовать себя отверженным на глазах у миллионов людей. Они представляют повышенную опасность еще и потому, что портят имидж участников. Авторы этих программ могут возразить, что никто не приходит в телестудию против своей воли, и это верно, но верно и то, что есть много способов обмана.
Ответственные за поиск персонажей спектакля всегда могут заманить кого-то в достаточной степени уязвимого с эмоциональной, культурной или социальной точки зрения или готового стать объектом насмешек ради пяти минут славы. Руководство телевидения должно немедленно сказать, готово ли оно к саморегуляции. Потому что в противном случае общество будет вынуждено предпринять другие меры самозащиты.