Журналист Ален Кампиотти увязывает вопрос о лояльности пролетариев, который рассматривал Ленин и его соратники, с вопросом о "проигравших от глобализации" - одним из ключевых для понимания успеха как Трампа, так и Марин Ле Пен. Его статью публикует швейцарская газета Le Temps.
"Нация. Глобализация. Финансиализация экономики. Элита и народ... Эти понятия уже столетие назад были в обиходе у большевиков и являлись предметом их дискуссий", - говорится в статье.
"Владимир Ленин, прежде чем поселиться в Цюрихе, жил в Берне. Николай Бухарин был в Лозанне. "Старик" - как называли Ленина в партии - и младший партиец горячо спорили, порой на грани оскорблений", - повествует автор.
"Они не знали, что их революция придет, но они ее готовили, ведя споры вокруг сложнейшей задачи: как быть с народами, закабаленными империями и жаждавшими свободы? Ленин считал, что в народных чаяниях присутствует революционный потенциал и большевики должны его мобилизовать. Бухарин - этот левак, как говорил тогда "Старик", - рассматривал только классовую борьбу: границы, языки, обычаи, по его мнению, зависели от фольклора, скрывающего столкновение между господствующими и порабощенными", - передает автор.
"Капитализм мутировал, стал финансовым, монополистическим, поставив государства себе на службу. И, продолжая идеи Бухарина, он глобализировался, простирая свое господство на захваченные колонии, то, что Ленин, заимствуя у своего молодого последователя, назовет "высшей стадией капитализма". Повсюду одни эксплуататоры и эксплуатируемые", - отмечает автор.
"Но большевики чувствовали, что в их оживленные споры закралась одна ошибка. Куда девалась лояльность пролетариев Запада-завоевателя, когда они в военной форме шли контролировать далекие территории, когда они надевали белые каски и принимали участие в управлении подчиненными народами?" - продолжает журналист.
"Прошел целый век. Имперский прилив отхлынул. Бывшие угнетенные творят и созидают, к тому же путешествуют. Без оружия в руках", - подчеркивает автор.
"И внезапно на наших глазах вопрос о лояльности эксплуатируемых Запада, над которым пыхтели Ленин и Бухарин между рекой Ааре и Женевским озером, оказался разрешен. Опасаясь конкуренции со стороны пришельцев издалека, эксплуатируемые просят защиты у своих хозяев", - пишет Кампиотти.
"В США они голосуют за старого короля небоскребов Трампа. А в Европе, к примеру, - за династию Ле Пен, начиная с отца и кончая дочкой и племянницей, владеющей замком в Монтрету".
"Конец истории", - заключает автор.