Венгрия и Украина, первые восточноевропейские жертвы глобального финансового кризиса, образовали странную пару, пишет газета The Financial Times.
Первая является самым богатым новым членом Евросоюза с долгой историей независимого современного государства. Вторая, возникшая при распаде Советского Союза и все еще ищущая свое место в мире, входит в число наибеднейших европейских государств.
Но их объединила борьба за собственную финансовую стабильность, отмечает автор статьи Стефан Уэгстил. В среду Центробанк Венгрии повысил основную процентную ставку на 300 базисных пунктов, до 11,5% в попытке поддержать на плаву национальную валюту, а Украина представила планы заимствования у Международного валютного фонда.
Эти две страны объединяет потребность в помощи, хотя экономические угрозы у них разные. Главной проблемой Будапешта являются чрезмерные государственные заимствования, в то время как беды Киева проистекают из недавнего инвестиционного бума в частном секторе, вызванного кредитами.
В Венгрии иностранные инвесторы охотно приобретали высокодоходные правительственные облигации, полагая, что делать ставки на будущего члена еврозоны - беспроигрышное мероприятие. Местные жители тоже не жаловались, потому что заимствования позволяли государству сохранять щедрые социальные льготы, например дотации на отдых на местных курортах. Процент государственного долга от ВВП страны превысил 60%, что гораздо выше, чем в других странах Центральной Европы. Экономический рост и иностранные инвестиции замедлились, но благодаря нарастающему долгу и в условиях дефицита текущих статей платежного баланса стандарты жизни продолжали повышаться, говорится в статье.
В 2006 году, когда дефицит бюджета достиг рекордной отметки 9,2%, правительство наконец приняло меры и сократило социальные расходы, но не настолько, чтобы люди пострадали.
Когда всемирный экономический кризис докатился до Венгрии, эти усилия оказались явно недостаточными. Многие зарубежные банки сократили кредиты в иностранной валюте. Правительство обратилось к ЕЦБ за кредитной линией на сумму 4 млрд евро и попросило МВФ о поддержке. Оно сократило запланированный дефицит бюджета на следующий год с 3,2 до 2,9%. Экономический рост, как ожидается, снизится с 2% в этом году до 1,2% в следующем.
На Украине инвестиционный бум последовал за "оранжевой революцией" 2004 года. Иностранные и местные компании стали вливать средства во все подряд, начиная со сталелитейных заводов и заканчивая квартирами. Рост ВВП достиг 7,6% в год. Благодаря экономической экспансии налоговые поступления стали быстро расти, позволив правительству, несмотря на непрекращающиеся политические неурядицы, достигнуть профицита бюджета. Но объем заимствований в частном секторе повысился на 60%, что привело к инфляции.
Теперь экономика получила двойной удар: цены на сталь и химикаты, важнейшие статьи экспорта, стали стремительно снижаться, а всемирный кризис ограничил доступ к иностранным заимствованиям. Дефицит текущих статей платежного баланса повысился с 4% от ВВП в прошлом году до 10% в 2008 году и, возможно, останется на том же уровне в 2009 году, что в два раза больше, чем в Венгрии.
В условиях глобального кризиса банки и компании, возможно, не смогут рефинансировать иностранные кредиты, полагает издание. Киев надеется, что МВФ поможет покрыть дефицит текущих статей платежного баланса. Но сокращение расходов, похоже, неизбежно. Президент Виктор Ющенко объявил о срочных мерах по поддержке банков и промышленности и о сокращении социальных расходов. Центробанк предоставил ликвидность для защиты банков.
Теперь рост кредитов быстро замедляется, как и развитие экономики в целом. По прогнозам МВФ, рост ВВП снизится с 6,4% в этом году до 2,5% в 2009 году.
В Киеве, как и в Будапеште, мало что говорит о приближении экономического краха. Привыкшие к политическому кризису в стране, жители не проявляют беспокойства по поводу экономического шока. Но в Восточной Украине, в очаге стальной промышленности, рабочие проявляют обеспокоенность, в особенности в связи с проблемами с ликвидностью местной кредитной организации "Проминвестбанк". Владельцы счетов иногда часами простаивают в очереди только для того, чтобы обнаружить, что денег нет. Как заметил один шахтер: "Как можно купить еду на неделю и прокормить семью, если ты не можешь получить зарплату? Это пугает".