"Конфронтация, которая назревает в ООН между США и Россией, может поставить под угрозу международное расследование химических атак в Сирии, в частности смертоносной бомбардировки с использованием зарина удерживаемой повстанцами деревни в апреле этого года", - пишет The New York Times.
"Не вызывает споров тот факт, что зарин, смертоносное нервнопаралитическое отравляющее вещество, запрещенное международным договором, который подписала Сирия, был применен в ходе атаки 4 апреля на деревню Хан-Шейхун в северной провинции Идлиб, в результате которой погибли и пострадали сотни людей", - пишет автор статьи Рик Глэдстоун. Но Россия подвергла сомнениям утверждения Запада, что бомбу, содержащую отравляющее вещество, сбросили ВС президента Башара Асада.
"Если в отчете, который должен быть представлен в четверг, ответственность будет возложена на сторону Асада, русские дали понять, что они используют право вето в Совбезе ООН, чтобы положить конец мандату комиссии, проводящей расследование. Срок действия мандата истекает в ноябре, а эта комиссия является единственным механизмом для установления ответственности за жестокие преступления с применением химоружия в Сирии", - говорится в статье.
На прошлой неделе постпред США при ООН Никки Р.Хейли предложила продлить срок ее полномочий еще на год, передает корреспондент.
Комиссия, целью которой является установить, кто совершал химические атаки, известна как Механизм совместного расследования (Joint Investigative Mechanism). Она была создана несколько лет назад в рамках совместных действий ООН и Организации по запрещению химического оружия, напоминает автор.
"Русские всегда выражали сомнения по поводу и объективности Механизма совместного расследования и его способности собрать надежные улики в зоне военных действий", - говорится в статье. Эти сомнения - в публичном пространстве - усилились, когда на брифинге для стран-членов ООН выступил эксперт по разоружению МИД России Михаил Ульянов. Он оспорил основную гипотезу об атаке на Хан-Шейхун, согласно которой она была осуществлена с воздуха.
Самостоятельный анализ фотографий, проведенный Россией, по словам Ульянова, позволяет предположить, что, судя по воронке, бомба была взорвана на земле, что ставит под вопрос, могли ли правительственные силы разместить ее там.
И Россия, и Сирия утверждают, что следователи из организации не имеют возможности безопасно перемещаться на территории Сирии и это вызывает сомнения в достоверности полученных данных, говорится в статье.
"Безусловно, самым слабым моментом в этом и предыдущих расследованиях является то, что они не смогли получить доступ к местам преступлений", - считает Арон Лунд, эксперт исследовательского центра Century Foundation (США). Для тех, кто проводит расследование по Хан-Шейхуну, по словам Лунда, "это большая проблема, и поэтому они могут в итоге прийти к неопределенным выводам".