9 ноября - важная дата в Мюнхене. Это 65-я годовщина Ночи стеклянных ножей, печально известного еврейского погрома, начатого по приказу нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса. В этот день должно начаться строительство первой в городе большой синагоги после Второй мировой войны. На церемонии будут присутствовать сотни политиков и знаменитостей, в том числе президент Германии Иоганнес Рау, премьер-министр земли Бавария Эдмунд Штойбер и глава еврейской общины Германии Пауль Шпигель. Но полиция предупреждает: если неонацистам удастся их замысел, 9 ноября неподалеку от строительной площадки взорвется бомба мощностью 1,7 кг в тротиловом эквиваленте.
После того как в сентябре у полиции возникли подозрения, касающиеся заговора, она арестовала 12 человек по разным обвинениям, от нарушения закона о хранении оружия до поддержки террористической организации. В ходе обысков в домах и на рабочих местах Мюнхена, Берлина и городов Западной Померании была обнаружена взрывчатка, ручные гранаты, список объектов терактов и документы, содержащие косвенные данные о мюнхенском заговоре.
"В отношении членов группы начато расследование по подозрению в создании террористической организации", - заявила пресс-секретарь федерального прокурора Баварии Фрауке-Катрин Шотен.
Полиция обнаружила указания на существование заговора, ведя наблюдение за Мартином Визе, который приехал в Мюнхен три года назад, с тех пор работал на странных должностях и совместно с плотником Александром Метцингом организовывал демонстрации ультраправых. Подозревают, что выходцы из Восточной Германии Визе и Метцинг являются лидерами ультраправой группировки Kameradschaft Sud-Aktionsburo Suddeutschland (Товарищество действий, бюро в Южной Германии).
"То, что они оба из Восточной Германии, не совпадение, - говорит Хайо Функе, эксперт по правому экстремизму из Свободного университета Берлина. - За десятилетие, прошедшее после объединения Германии, на востоке сформировалась расистская молодежная субкультура".
Норберт Клейн - владелец ресторана "Дружба" на рабочей окраине Мюнхена, здесь Визе и его группа обеспечивали безопасность "Прямой демократии", радикальной коалиции, проводившей собрания в одном из залов. "Иногда приходила сотня людей, и ораторы поднимали шум по поводу инородцев. Им не нравилось то, что происходит на Якобплац", - говорит Клейн, имея в виду место, выбранное для новой синагоги. После того как в прошлом году в ресторан зачастили полицейские, ведущие наблюдение за этими собраниями, Клейн прекратил сдавать группе помещение.
В начале сентября полицейские проследовали за Визе от Мюнхена до лесной поляны в Бранденбурге, недалеко от польской границы. По словам следователей, 6 сентября они остановили Визе вблизи Нюрнберга и обнаружили в его рюкзаке следы взрывчатки. Они также обнаружили сумку с 1,7 кг взрывчатки в мастерской Метцинга. В ходе обысков в домах других членов группировки было найдено еще 12 кг взрывчатки, гранаты и детонаторы.
Заговор в Мюнхене, возможно, является признаком того, что праворадикальные группировки организуются в террористическую сеть. Среди политиков и представителей правоохранительных органов усиливаются опасения, что неонацисты могут создать движение, подобное "Красной армии" (RAF), которая в 1970-90-х годах осуществляла похищения людей, убийства и взрывы.
Один из следователей, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что правоохранительные органы Германии серьезно относятся к угрозе, но он не думает, что существует аналогия с RAF. "RAF объединяла людей с более отточенным интеллектом", - говорит он. Однако ультраправые все чаще используют структуру ячеек - стратегию, разработанную британской неонацистской организацией Combat 18, которая пропагандирует "сопротивление без лидеров", через нецентрализованную сеть активистов.
По сведениям Управления по защите конституции Германии, которое ведет мониторинг экстремистских группировок, количество членов ультраправых организаций уменьшается, но их готовность прибегнуть к насилию увеличивается. Из доклада управления за 2002 год следует, что в прошлом году в ультраправых организациях насчитывалось почти 45 тыс. членов, то есть на 10% меньше, чем за год до этого. Но количество атак экстремистов увеличилось в прошлом году почти на 9%, до 772.
Бернд Вагнер, возглавляющий правительственную программу, в рамках которой почти 200 молодым людям помогли уйти из ультраправых организаций, считает, что угрозу нельзя недооценивать. "Все составляющие терроризма налицо, - говорит он. - Кое-кто уже дымится и ищет способы действовать".