Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 сентября 2009 г.

Мак Марголис | Newsweek

"Самый популярный политик на свете"

Президент Бразилии Луиш Инасио Лула да Силва держится у власти почти семь лет, и его рейтинг не опускается ниже 70%, несмотря на многочисленные проблемы страны, сообщает Newsweek. На Саммите Америк Обама назвал его "самым популярным политиком на свете", напоминает журналист Мак Марголис.

Лула, как в Бразилии его зовут все, вырос в такой нищете, что только в 7 лет, когда его семья перебралась из захолустья в трущобы Сан-Паулу, узнал, что такое хлеб. В пятом классе он бросил школу, в 14 лет пошел работать на завод, где потерял палец при аварии. В итоге Лула да Силва сделался лидером профсоюза и, хотя забастовки были под запретом, "практически остановил промышленность Латинской Америки ради блага сталелитейщиков", пишет журнал.

Под руководством Лулы Бразилия выдержала глобальный кризис едва ли не лучше всех других государств: ни один банк не прогорел, инфляция низка, экономический рост возобновился, сообщает издание. "Вопрос в том, сможет ли президент и в дальнейшем извлекать из своего звездного статуса пользу для Бразилии", - пишет автор, поясняя, что до окончания президентского срока осталось всего 15 месяцев, а его преемница Дилма Руссефф, ныне возглавляющая президентскую администрацию, мало известна и вовсе не наделена харизмой. Согласно соцопросам, с большим отрывом лидирует кандидат от оппозиции, губернатор Сан-Паулу Жозе Серра. "В качестве компенсации бывший пламенный лидер профсоюза начал делать то, чего еще в 2003 году, с его приходом к власти, опасались критики: он ужесточает контроль государства над экономикой, закрывает глаза на хищения своих союзников из госказны, неистово швыряется деньгами", - пишет журнал.

Чтобы заручиться поддержкой избирателей, Лула неоднократно повышал минимальную зарплату, а также оклады госслужащих и пенсии, что, по мнению издания, лишь усугубит проблемы следующей администрации. Налоговое бремя в Бразилии, напротив, самое высокое для развивающихся рынков - оно составляет 36% ВВП. Впрочем, сам Лула любит называть себя "ходячей метаморфозой", и, возможно, его курс еще изменится. Во всяком случае, теперь он уверен, что Бразилия может научить мир борьбе с экономическим кризисом.

Президент не поддается на призывы внести поправки в конституцию, дабы баллотироваться на третий срок. "Популярность - как кровяное давление: она то повышается, то снижается. Главное - держать ее под контролем", - говорит он. Лула да Силва несколько раз неудачно баллотировался в президенты, пока не изменил имидж: он переоделся из джинсов в деловой костюм, нанял логопеда и политтехнолога. Накануне выборов в 2002 году, когда перспектива его победы вызвала передряги в экономике (инвесторы опасались его курса), он публично пообещал выплатить внешний долг страны, выполнять требования МВФ и играть по правилам рынка.

Лула да Силва получил подавляющее большинство голосов, но предвыборные передряги на финансовых рынках спровоцировали резкую девальвацию национальной валюты. "Нам не давали кредитов за рубежом. Валютные резервы были крайне малы. Инфляция грозила возобновиться. Экономика застопорилась", - повествует президент. Но еще сложнее было отказаться от прежних воззрений - идеи, что внешний долг выплачивать не надо, а зарплаты следует повысить. Чтобы успокоить кредиторов, Лула увеличил резервы госказны на выплату долгов и повысил учетную ставку до 26%, задушив рост, дабы прикончить инфляцию. С тех пор он ставит прагматизм выше идеологии и в большинстве случаев фискальную воздержанность выше, чем быстрое затыкание дыр. "Энергичная дипломатия Лулы да Силва воодушевляет бедные страны на требования свободы торговли и нового курса в мировой экономике", - пишет автор. Но подлинный дар Лулы да Силва - это его умение убедить малоимущее население в необходимости тяжелых реформ, причем, в отличие от диктаторов и демагогов, он играет по правилам, утверждает издание.

Когда начался глобальный кризис, Лула да Силва предоставил центробанку свободу рук для борьбы с инфляцией даже за счет экономического роста. Он осуждает капризы свободного рынка и считает приватизацию, проведенную в Бразилии его предшественником, ошибочной, но не прибегает к ренационализации - у него много другой работы, подчеркивает президент.

На международной арене Лула утверждает высокий статус Бразилии, проводя прагматичную политику: он призывает с пониманием относиться к соседям и даже защищает Чавеса. Еще в 2003 году, присутствуя на саммите G7 в качестве гостя, он предложил провести следующую встречу "семерки" в Бразилии: "Возможно, через 20 лет вас останется всего три".

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru