Вслед за ратификацией обеими палатами российского парламента договора СНВ-2 и пакета соглашений 1997 по ПРО, в пятницу нижняя палата одобрила договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, ясно продемонстрировав тем самым курс, которым, по мнению Москвы, надо двигаться в усложняющейся мировой ситуации.
Стратегические наступательные вооружения всегда занимали особое место в ряду договоров по разоружению, появившихся за последнее десятилетие; они сыграли важную роль в российско-американских взаимоотношениях и конечно имеют самое прямое отношение к российской безопасности.
Российское руководство, военные эксперты и дипломаты, члены парламента изучали эти вопросы почти четыре года и не имеют права на ошибку. Понятно, почему СНВ-2 не был бы ратифицирован ранее: парламент откладывал ратификацию в связи с бомбардировками в Ираке в конце 1998 г. и, опять же, военными действиями в Югославии в прошлом году.
Ратифицировав пакет договоров СНВ-2 и соглашения по ПРО, Россия выполнила свою часть. Теперь очередь за Соединенными Штатами. Обмен ратификациями этих соглашений мог бы ускорить их ввод в действие и способствовать процессу сокращения стратегических вооружений. Есть и другой важный момент: тесная связь между СНВ-2 и ПРО 1972, по которым подписавшиеся стороны обязуются не развертывать противоракетные оборонительные системы. Соединенные Штаты в настоящее время рассматривают вопрос о создании такой системы, что могло бы стать открытым нарушением договора.
Все должны понимать, что развал договора по ПРО может обернуться разрушительным эффектом домино в области существующей системы соглашений по разоружению. Изменятся условия, на которых были заключены договоры СНВ-1 и 2. Даже с формальной точки зрения, если Соединенные Штаты выйдут из договора ПРО, Россия не будет связана никакими обязательствами по сокращению стратегических вооружений. Возникнет вопрос о судьбе ракет среднего и ближнего радиуса действия. В конце концов, нарушится процесс принятия договора СНВ-3. Мы вернемся в эпоху взаимного недоверия и конфронтации.
Я уверен, что эта перспектива мало кого устраивает, тем более в России и Соединенных Штатах.
Наши страны затратили слишком много усилий и ресурсов для того, чтобы положить конец конфронтации и холодной войне.
В то же время россияне внимательно наблюдают за ходом развернувшейся в США дискуссии об опасностях ракетного оружия и возможных контрмерах. В России господствует точка зрения - и она отразилась в решении российских парламентариев - что этой опасности (которая, кстати, по мнению наших экспертов по меньшей мере преувеличена) нельзя противостоять деструктивным образом. Есть другие пути, куда более эффективные с точки зрения международной стабильности. Например, начало прямого диалога между США и Северной Кореей вызвало положительную реакцию в мире, потому что помогло прояснить некоторые вопросы, в том числе связанные с ракетной угрозой.
Россия предлагает Соединенным Штатам совместно разрабатывать программу по предотвращению распространения ядерного оружия и технологий и устранению стимулов их приобретения. Другой путь - продолжать усилия, направленные на усиление контроля над ракетными технологиями и создание глобальной системы контроля над распространением ракет и ракетных технологий. В марте в Москве состоялось международное совещание экспертов по таким системам, в ходе которого представители 50 государств обменялись своими практическими идеями в этой области.
Россия готова сотрудничать с Америкой и другими странами в области создания систем нестратегической противоракетной обороны, которые не запрещены Договором 1972 г. по ПРО. Основа для этого обеспечивается российско-американскими соглашениями 1972 г. по разграничению стратегических и нестратегических систем ПРО, которые будут рассмотрены Конгрессом.
И наконец, дальнейшее сокращение стратегического вооружения - по договору СНВ-3 Россия готова опустить потолок количества ядерных боеголовок до 1 500, на взаимных условиях с США - даст дополнительные стимулы для усиления режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.
Вкратце, российская сторона предлагает альтернативу нарушению стратегической стабильности. Мы готовы выслушать любые позитивные идеи американской стороны, направленные на дальнейшее сотрудничество в области разоружения. Решение парламента по пакету СНВ-ПРО по существу является нашим приглашением.