Алма-Ата, Казахстан. Как утверждают эксперты, расследование нефтяных сделок, начатое США в этой прикаспийской республике, вылилось в самое крупное дело о вероятном подкупе иностранцев за 25 лет. Четверть века назад в США начали преследовать за подобные преступления.
Американские следователи пытаются установить, участвовала ли компания Exxon Mobil Corp. в схеме, в рамках которой 78 млн долл. было переведено американскими и европейскими нефтяными компаниями на счета президента Казахстана и его помощников в швейцарских банках.
В ходе трехлетнего расследования федеральный суд в Манхеттене предъявил обвинения вышедшему на пенсию руководителю бывшей компании Mobil Oil Corp. и нью-йоркскому бизнесмену. По мнению экспертов, совсем не исключено, что и самой Exxon Mobil будут предъявлены обвинения в нарушении Закона о коррупции за границей, принятого в 1977 году. Этот закон запрещает американским компаниям давать иностранным чиновникам взятки с целью заключения сделки. Как считают эксперты, компании придется убеждать прокуроров, что бывший руководитель, которому предъявлены обвинения, был отщепенцем, а сама она делает все возможное, чтобы не нарушать антикоррупционный закон.
"Прокуроры будут спрашивать, о чем Mobil было известно, а когда она это узнала, что предприняла", - говорит Тимоти Дикинсон, вашингтонский юрист, консультирующий компании по Закону о коррупции за границей.
Дела возбуждают редко
Преследования по статьям этого закона - большая редкость; зарегистрировано всего четыре десятка дел, поскольку требуется участие в процедуре зарубежной страны, где было совершено нарушение, утверждают эксперты. Однако в случае с Казахстаном Швейцария сообщила министерству юстиции США о банковских сделках, вызвавших подозрения, а затем предоставила документы, которые были использованы для предъявления обвинений, рассказывают источники, знакомые с делом. Как видно из материалов суда, американские прокуроры получили сведения примерно о 30 счетах, открытых в четырех швейцарских банках.
Два предыдущих громких дела, возбужденных по этому закону, касались компании General Electric Co., которая в 1992 году заплатила штраф в размере 69 млн долл. за то, что ее сотрудник дал взятку бывшему израильскому генералу, и корпорации Lockheed Martin Corp., которая в 1995 году заплатила 24,8 млн долл. штрафа за подкуп одним из ее менеджеров египетского политика. Но, если говорить о постах, которые занимают участники нынешнего дела, размере компаний и суммах (речь идет о президенте страны, четырех крупных американских нефтяных компаниях и почти 80 млн долл.), казахстанское дело является, по мнению экспертов, самым масштабным расследованием взяточничества за всю историю существования закона.
2 апреля Джеймсу Гиффену, президенту нью-йоркского торгового банка Mercator Corp., было предъявлено обвинение в том, что он управлял схемой подкупа. В 1990-х годах Гиффен, будучи советником президента Назарбаева, вел переговоры о нескольких крупнейших казахстанских нефтяных сделках.
Второе обвинение предъявлено Брайану Вильямсу, бывшему вице-президенту Mobil. Его обвиняют в неуплате налога с 2 млн долл., полученных от Гиффена в качестве "отката" за его роль в приобретении Mobil в 1996 году 25 акций нефтяного месторождения Тенгиз в Казахстане. 4 апреля федеральный прокурор заявил в суде, что расследование касается и самой Exxon Mobil.
Гиффен и Вильямс утверждают, что ни в чем не виноваты. Адвокат Гиффена Вильям Шварц отказался от комментариев. Адвокат Вильямса Дэвид Шелтер не ответил ни на телефонный звонок, ни на письмо, отправленное ему по электронной почте.
Exxon Mobil утверждает, что вела бизнес в Казахстане, соблюдая все правовые и этические нормы. "Exxon Mobil ничего не знает о незаконных выплатах казахским чиновникам со стороны бывших или нынешних сотрудников компании. Мы также ничего не знаем о незаконных выплатах, полученных бывшими или нынешними сотрудниками Mobil," - заявила пресс-секретарь компании.
Насколько известно, ни одна из трех других американских нефтяных компаний, участвовавших в сделках, не находится под следствием. Это компании Amoco Co., Phillips Petroleum Co. и Texaco Corp. Amoco сейчас принадлежит BP PLC , Phillips входит в ConocoPhillips Co., а Texaco - в ChevronTexaco Corp.
Как заявил пресс-секретарь ConocoPhillips, "компания уверена, что в полной мере соблюдала американские юридические и этические требования", работая в Казахстане. Пресс-секретарь BP сказал: "Мы не знаем ни о каких обвинениях, позволяющих говорить, что мы поступали неправильно или незаконно". Пресс-секретарь ChevronTexaco отметил: "Все платежи, направленные Texaco правительству Казахстана, были оформлены надлежащим образом, с соблюдением всех американских и местных законов. Эти платежи производились в соответствии с соглашением о разделе продукции в рамках проекта Карачаганак".
Пример для всех?
По мнению экспертов, прокуроры стремятся превратить 62-летнего Гиффена в пример для всех. Максимальное наказание в случае, если выдвинутые против него обвинения подтвердятся, - 88 лет тюрьмы и штраф в 84,3 млн долл. Впрочем, эксперты не думают, что приговор будет таким. Пока максимальный срок и штраф - 7 лет заключения и 1,7 млн долл. - получил за израильскую сделку руководитель GE Герьерт Штайндлер.
"Им нужно подобное дело, когда они могут отправить американца отбывать настоящий тюремный срок, - говорит один из партнеров юридической фирмы Coudert Brothers Ричард Дин. - У них немало случаев, которые считают скандальными нарушениями".
Однако некоторые эксперты полагают, что прокуроры могут попытаться оказать на обоих обвиняемых давление, добиваясь от них сотрудничества в расследовании деятельности Exxon Mobil. "Если бы им удалось добраться до Mobil, власти были бы очень заинтересованы" в попытках договориться с Гиффеном, считает вашингтонский юрист Дикинсон. "Дел такого масштаба было не много", - указывает он.
Пресс-секретари прокуратуры США в Нью-Йорке и министерства юстиции в Вашингтоне отказались от комментариев.
В обвинении, предъявленном Вильямсу, упоминается должность одного из бывших руководителей Mobil, тогдашнего президента компании Лючио Ното, который ушел в отставку в 2001 году, после слияния с Exxon. В обвинительном заключении говорится, что 7 апреля 1996 года Ното привез Вильямса в Казахстан, чтобы спасти сделку по гигантскому нефтяному месторождению Тенгиз, которая оказалась под вопросом, и через два дня Вильямс добился успеха. По словам источников, знакомых с делом, в то время у Ното были тесные рабочие отношения и с Гиффеном. Ното не ответил на звонок в его нью-йоркский офис.
Европейские сомнения
Хотя в двух из шести нефтяных сделок, упомянутых в обвинительных заключениях, идет речь о консорциумах, в которые входят крупнейшие нефтяные компании Европы, эксперты практически исключают возможность того, что какая-либо из них станет предметом подобного расследования у себя на родине. Дело в том, что европейские антикоррупционные законы, подобные американскому, вступили в силу лишь в 1999 году, то есть через год после того, как была заключена последняя из сделок, упомянутых в обвинительных заключениях.
Как утверждают прокуроры, в одной из этих сделок шесть американских и европейских нефтяных компаний перевели на счет в швейцарском банке 23 млн долл. Это была часть платы за приобретение в 1997 году прав на оффшорное месторождение Кашаган, которое геологи называют крупнейшим из обнаруженных в мире за последние 30 лет. Как утверждается, Гиффен перевел 5 млн долл. из этой суммы на швейцарский счет президента Назарбаева и 2,5 млн долл. - тогдашнему премьер-министру Нурлану Балгимбаеву. В консорциум входили такие европейские компании, как Total, которая сейчас называется TotalFinaElf SA, Royal Dutch/Shell Group, Eni SpA, BG Group PLC и BP. Главной американской компанией была Mobil.
Как утверждает правительство, в другой сделке компании BG, Eni и Texaco положили на анонимный швейцарский счет 17 млн долл., часть платы за контракт на разработку гигантского месторождения газового и нефтяного конденсата Карачаганак, которое входит в десятку крупнейших. Полагают, что Гиффен перевел 5 млн долл. Назарбаеву и 2,5 млн - Балгимбаеву.
Пресс-секретарь президента отказался от комментариев. Найти Балгимбаева и получить комментарий у него не удалось. Пресс-секретари TotalFinaElf и Shell давать комментарии отказались. Из BG не перезвонили, хотя на автоответчике была оставлена соответствующая просьба, а в Eni никто не отвечал на звонки.