На "санитарные причины" ссылаются российские власти, которые 27 марта сначала полностью запретили ввоз в страну грузинских и молдавских вин, затем знаменитой грузинской минеральной воды "Боржоми", а в последние дни - эстрагона, яблок и другой сельскохозяйственной продукции из Грузии.
Радикальная мера. В винах, поставляемых этими двумя странами, были найдены "опасные пестициды", а потому принятые меры оправданы, пояснил "главный медик" России Геннадий Онищенко. Учитывая, что до сих пор Грузия и Молдавия экспортировали в Россию более 80% своей продукции, Москва вступает в радикальную "винную войну", с тревогой отмечает российская пресса.
Даже в России никто ни на йоту не верит в эти "санитарные причины": "Грузинские и молдавские вины, продаваемые в России, действительно не всегда бывают отменного качества, но они не хуже российских или украинских вин, - говорит Дмитрий Янин, председатель правления российской Конфедерации обществ потребителей. - Ясно, что этот запрет носит политический характер и связан с идущими сейчас переговорами о вступлении России в ВТО". С 1994 года страна обговаривает условия своего вступления во Всемирную торговую организацию, членам которой она надеялась стать уже в предстоящие месяцы, но натолкнулась на непримиримую позицию США и двух их новых союзниц в регионе - Грузии и Молдавии (уже являющихся членами ВТО). Две бывшие советские республики потребовали предварительным условием принятия России в эту организацию соблюдение ею международного порядка на своих таможенных границах. Они обвиняют Россию в том, что она занимается ведет контрабандный обмен с фактически аннексированными тремя их территориями Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем.
"На колени". "Очевидно, Грузия и Молдавия решили воспрепятствовать вступлению России в ВТО, - отмечает аналитик Алексей Макаркин. - Есть угроза, что блокирование будет продолжаться до тем пор, пока эти две страны не откажутся от своих претензий". В самой России эта блокада бьет по сотням импортеров и дистрибьютеров, которых грубо "поставили на колени", заявил Российский союз производителей и продавцов алкогольной продукции. "Да, но для российской экономики это вопрос второстепенной важности, тогда как для Грузии он решающий", - напоминает московский эксперт, который не особо удивлен тем, каким способом Россия собирается решить проблему вступления в ВТО.