Если вам понравился фильм "Искатели Потерянного Ковчега" (лента Стивена Спилберга 1980 года. - Прим. ред.), вы по достоинству оцените "Злоключения Евангелия от Иуды": тот же сценарий, только крови поменьше. Первый кадр - Вашингтон, 6 апреля. Вереница камер и микрофонов устремляется в просторный амфитеатр Национального географического общества (NGS), издателя ежемесячника. Случилось невероятное: экземпляр "Евангелия от Иуды", мистический текст апокрифической литературы, обнаружен и переведен, и его подлинность установлена. Журнал National Geographic готовится к публикации отрывков из него, которые заставят всех под другим углом зрения посмотреть на отношения между Иисусом и "предателем".
Пиар-акция организована прекрасно. "Благая весть" приходит как раз перед Пасхой. Национальное географическое общество уже напечатало две книги. Первая из них является комментарием к тексту; вторая, написанная Хербом Кросни, рассказывает о приключениях рукописи с античных времен до наших дней. Уже снят и фильм: его покажут через несколько дней. Потом в Вашингтоне откроется экспозиция, на которой будет выставлено несколько кусочков 1700-летнего папируса: до середины 2009 года выставка объедет весь мир. И разумеется, в мае журнал очень неплохо поживится на этом дельце. Одним словом, денежная машинка закрутилась.
Перед нами - звезда: Фрида Чакос-Нуссбергер, торговка произведениями искусства из Цюриха, последняя владелица кодекса (собрания текстов). Это она, отказавшись перепродать произведение, подарила его фонду, с тем чтобы его содержание было донесено до сведения человечества - с помощью National Geographic. "На меня была возложена миссия. Иуда попросил меня сделать что-нибудь для него. Думаю, Иуда выбрал меня, чтобы я его реабилитировала", - заявила эта удивительная женщина. Увы, действительность более прозаична. Эту операцию организует адвокат Фриды Чакос, некий Марио Роберти, работающий в Базеле (Швейцария). Он создал "Фонд древнего искусства Maecenas", директором и единственным сотрудником которого он является. Эта структура выступает партнером National Geographic в коммерческой эксплуатации кодекса: она получит некие проценты с доходов от книг, фильмов и экспозиций. "Мы просто хотим окупить свои расходы, составившие порядка 3 млн долларов", - пояснил адвокат Роберти газете Libération. Фонд уже получил около миллиона долларов от National Geographic благодаря помощи Теда Уэйта, создателя компьютерной компании Gateway.
Заявления адвоката и репутация Фриды Чакос, "специальной посланницы Иуды на земле", вызывают громкий смех у знатоков древнего искусства, которые считают, что эта парочка замешана в слишком многих махинациях. "Я знаю Фриду уже тридцать лет и могу вам сказать, что она ввязалась в это только ради денег", - смеется Михель ван Рейн, скандалист среди торговцев древностями, который, как мы увидим, тоже сыграл известную роль в этой истории. Но сначала обратимся к прямым свидетельствам участников этих приключений и противоречивым сведениям, приведенным в двух книгах, вышедших в начале апреля в США. Книга Херба Кросни "Последний апостол" (The Lost Gospel) - это "официальная история", в которой Фрида Чакос и Марио Роберти изображены как благотворители. Кросни - человек, познакомивший Роберти с журналом National Geographic. В книге Джеймса Робертсона "Секрет Иуды" (The Secret of Judas) выдвигается явно более нелицеприятная версия событий. Робертсон был одним из первых американских профессоров, изучивших рукопись.
70-е годы: грабители находят кодекс в египетской пустыне и продают его каирскому коптскому ювелиру по имени Ханна. Однако у бедняги его крадут. И вскоре сборник текстов вновь всплывает в Швейцарии. Ханна отправляется туда, и ему удается вновь завладеть рукописью. Во всяком случае, эта романтичная версия дает возможность ювелиру избежать обвинения в незаконном экспорте древностей.
Так начинается невероятная гонка между торговцами, учеными и искателями приключений типа Индианы Джонса. В 1983 году Ханна вместе с одним греческим антикваром пытается продать кодекс по сходной цене американским профессорам, специально для этого приехавшим в Женеву. Встреча происходит в гостиничном номере. После беглого осмотра (более детально ознакомиться с текстом им не дают) ученые выдвигают предположение, что речь идет о сборнике уникальных рукописей, но ничего конкретного не говорят о его происхождении. Увы, на его покупку у них нет средств: Ханна просит за него 3 млн долларов! Сделка срывается. Коптский ювелир отправляется попытать счастья в США. Тоже практически безрезультатно. В конце концов Ханна возвращается в Египет, оставив кодекс в сейфе Citibank в Хиксвилле на Лонг-Айленде (окраине Нью-Йорка). Где он и пролежит более пятнадцати лет.
Папирус, купленный за деревянные чеки
Тем временем торговцы произведениями искусства и ученые пытаются найти его след: появление папируса в Женеве даже на короткое время произвело сенсацию. Наконец, в апреле 2000 года Фриде Чакос-Нуссбергер удается разыскать его и вывезти кусочек рукописи, заплатив за него 300 тысяч долларов. Эта торговка произведениями искусства, родившаяся в Египте, имеет двойное гражданство: швейцарское и греческое. Окончив учебу в Париже, она основала в Цюрихе галерею "Нефер". Между торговлей древностями и контрабандой границы иногда бывают размыты, и, судя по всему, Фрида Чакос не всегда была осторожна. В 2001 году ее ненадолго посадят под арест на Кипре по просьбе Рима: она будет проходить по делу о незаконном вывозе итальянских древностей.
В 2000 году Фриду Чакос уже больше волнует содержание приобретенной рукописи, чем ее происхождение. Профессор из Йельского университета устанавливает, что в сборнике документов содержится первый дошедший до нас экземпляр Евангелия от Иуды. Напряжение резко возрастает: для торговки из Цюриха настает поворотный момент. Не сумев продать его Йельскому университету, подозрительно отнесшемуся к происхождению текста, Фрида Чакос обращается к некоему Брюсу Феррини, американскому торговцу из Акрона (штат Огайо). Он подписывает ей два чека с открытой датой на общую сумму в 2,5 млн долларов. По слухам, сделкой заинтересовался сам патрон компании Microsoft Билл Гейтс. Но чеки оказываются "деревянными": Феррини находится на грани банкротства. Фрида оказывается в западне. И разумеется, американец не хочет возвращать папирусные листки.
"Чтобы получить их, я сначала испробовал мягкий метод, но у меня не было никакой правовой базы", - поясняет Марио Роберти газете Libération. И адвокат Фриды Чакос избирает другой путь: чтобы принудить упрямого Феррини к вступлению в переговоры, он хочет сделать кодекс непригодным к продаже, предав дело широкой огласке в мире искусства. "Для этого я использовал Михеля ван Рейна, очень авторитетного в этих кругах информатора".
Этот осевший в Лондоне голландец, в прошлом сам торговец, имеет интернет-сайт, на котором раскрывает маленькие и большие секреты этой профессии в довольно яркой форме: громкие обвинения, набранные красными буквами, сатирическая проза... Прибегая к этим методам, он не особо боится обвинений в клевете, но исходящая от него информация обычно квалифицируется как качественная. Именно на сайте ван Рейна в 2001 году появилась сенсационная новость об истории с Иудой. Михель ван Рейн опровергает версию адвоката Роберти: "Это не он меня использовал, - сказал он нам. - Это я, используя собственные источники, предал огласке дело, чтобы пресечь всю возню вокруг рукописи, незаконно вывезенной из Египта".
Как бы то ни было, важен результат: кодекс возвращается в Швейцарию. Выясняется, что в нем не хватает страниц, а оставшиеся страницы повреждены. Феррини распродавал его по кусочкам. Роберти просит ван Рейна использовать свои связи, чтобы найти недостающие страницы, и платит ему за это 50 тысяч фунтов. Ван Рейн соглашается. Но как только "летучий голландец" отправляется в аэропорт на встречу с адвокатом, его арестовывают: против него возбуждают дело о клевете, прозвучавшей на страницах его сайта в адрес клиентов Роберти. Проницательный Михель ван Рейн убежден, что адвокат Фриды Чакос заманил его в ловушку.
Рукопись вернется в Египет, но не раньше 2009 года
Отныне владелицей Евангелия от Иуды становится фонд Maecenas. Роберти утверждает, что основал его в 1994 году. "Когда границы бывшего СССР открылись, я поразился нищете археологов и решил организовать фонд, чтобы улучшить ситуацию". Адвокат, который, по его словам, уже больше тридцати лет интересуется археологией, утверждает, что финансировал раскопки из собственных денег. Однако единственным реальным вкладом фонда была передача "750 тысяч долларов" археологическому музею в Таджикистане.
В июне 2004 года, по словам Роберти, фонд Maecenas предложил Египту вернуть ему кодекс, но не раньше осени 2009 года - после окончания его коммерческой эксплуатации. Возвращение рукописи на родину является условием, при котором National Geographic согласился участвовать в этой операции. Египетские власти в августе 2004 года официально согласились на это предложение, подчеркнув, что кодекс будет передан Коптскому музею в Каире. Итак, дело улажено? Уверенности в этом нет. В номере New York Times от 13 апреля Пэтти Герштенблит, профессор права из Чикаго, специализирующаяся на торговле предметами древности, утверждает, что Фрида Чакос и Марио Роберти "пытаются извлечь выгоду из документа, законными собственниками которого они не являются". Сейчас 14 страниц рукописи выставлены в музее Национального географического общества в Вашингтоне; остальные 66 страниц фонд Maecenas выставил в музее Бодмериана в Женеве, где продолжаются работы по консервации текста.
Незлопамятный и ценящий элегантность Михель ван Рейн видит во всей этой историю следующую мораль: "Фрида и Роберти удачно сыграли. Надо отдать им должное: они изложили содержание важного документа. К тому же благодаря ему у них будет полно денег!" Возможно, сценарий к фильму до конца еще не дописан.