Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 апреля 2007 г.

Редакция | The Guardian

Разрушитель, а не строитель

Когда умирает государственный деятель, ему отдают дань уважения - даже те, кто сильнее всех пострадал от его действий. Вчера, едва разнеслась весть о кончине Бориса Ельцина, последний президент СССР Михаил Горбачев выразил соболезнования семье человека, который отстранил его от власти. Горбачев заявил, что "за плечами Ельцина большие дела в пользу страны". Но даже добросердечный российский реформатор не удержался от того, чтобы добавить: "И серьезные ошибки".

Ельцин начал политический путь далеко не в качестве демократа. Получив из Политбюро распоряжение разрушить дом, где были расстреляны большевиками последний царь Николай II и его семья, - здание, возле которого начались позорящие страну демонстрации - молодой первый секретарь свердловского обкома, как и всякий послушный аппаратчик, без промедлений отправил туда ночью бульдозеры. Он всегда быстро соображал и умел использовать обстоятельства в свою пользу. Когда на пике перестройки Горбачев повысил его в должности, поручив управлять Москвой, Ельцин почувствовал, что его покровитель слаб.

И все же был мимолетный миг, когда Ельцин едва не стал героем нарождающейся российской демократии. В июле 1990 года он вообще вышел из рядов Коммунистической партии. В январе 1991 года советские войска заняли телевизионную студию в Литве в ответ на шаги этой прибалтийской республики к независимости. Ельцин, проявив храбрость, призвал военнослужащих не подчиняться незаконным приказам. Ельцин убедил большинство депутатов российского парламента внести поправки в конституцию и учредить в России пост президента, который осуществляет исполнительную власть и избирается на прямых выборах. Когда в августе того же года коммунисты авторитарного толка взяли Горбачева в заложники в Крыму, Ельцин вскочил на танк и призвал его смущенный экипаж отколоться от сил путчистов. Этот образ стал символом падения старого режима, но истина в том, что командиры танков в тот день выполняли приказ настолько неуверенно, что останавливались на улицах на красный сигнал светофора.

Но если Ельцин и считал себя отцом-основателем посткоммунистической России, Томас Джефферсон из него не получился. Встреча, где президенты России, Украины и Белоруссии работали над планом распада Союза, закончилась пьяной ссорой. Демократическая заря России продлилась всего два года, пока новый президент не приказал танкам стрелять по тому же самому парламенту, который помог ему покончить с советской властью. Во имя либеральной демократии начала литься кровь, что коробило некоторых демократов. Ельцин отказался от государственного субсидирования цен, восприняв это как догму, и в результате темпы инфляции подскочили до 2000%. Это называлось "шоковая терапия", но шока в ней было слишком много, а терапии - слишком мало. Миллионы людей обнаружили, что их сбережения в одночасье испарились, меж тем как родственники президента и его ближайшее окружение сколотили огромные личные состояния, которыми владеют по сей день.

Еще прежде, чем Ельцин послал в Грозный колонну танков без опознавательных знаков, чтобы раздавить сепаратистов, что положило начало десятилетней жестокой Чеченской войне, либеральная демократия задыхалась в роковых объятиях президента. Поддержка Запада, столь радовавшая президента, лишь подписала демократам приговор. В ту эпоху были посеяны очень многие семена российского авторитаризма. Рыночные реформы Ельцина привели к более значительному спаду промышленного производства, чем вторжение гитлеровских войск в 1941 году, и в ответ на это сегодняшняя Россия, разбогатевшая на нефти и газе, занимает агрессивно-националистическую позицию. Если тогда Россией руководил пьяный президент - которому, согласно анекдоту тех времен, было трудно удержаться в своем кресле - то теперь ею руководит чересчур трезвый человек с тевтонской внешностью, которого страшит потеря власти.

Путинская Россия - не что иное, как ельцинская Россия наоборот, и неспособность увидеть между ними связь продолжает вредить нашим отношениям с Москвой. В итоге Ельцин оказался более эффективным разрушителем СССР, чем строителем российской демократии.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru