В США разгорелась бурная полемика в связи с публикацией документов о пытках предполагаемых террористов, пишет Альберто Флорес Д'Арсе в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Согласно последним опросам, пишет автор статьи, большинство американцев (63%) одобряют деятельность Обамы, однако полемика, возникшая по вопросу применения пыток, способна создать серьезные проблемы для Белого дома.
Документ, представленный в среду председателем сенатской комиссии по разведке Джеем Рокфеллером, предоставляет дополнительные основания для того, чтобы требовать проведения парламентского расследования относительно применения техники симулирования утопления и "жестких допросов", одобренных Белым домом Джорджа Буша в ходе войны с террористами. Первой, кто на словах одобрил подобные методы, была Кондолиза Райс, в то время - советник по национальной безопасности. Речь идет об июле 2002 года. Автор предлагает запомнить эту дату, поскольку прошлой осенью Райс утверждала, что лишь присутствовала на совещании, на котором обсуждалась эта проблема. В действительности, официальное разрешение на применение пыток было дано с одобрения министра юстиции лишь 1 августа 2002 года. Весной 2003 года американская разведка вновь обратилась к Белому дому, но теперь уже с просьбой о продлении программы "жестких допросов". И в августе Совет национальной безопасности вновь собрался для обсуждения. В нем приняли участие вице-президент Дик Чейни, Кондолиза Райс, министр юстиции Джон Эшкрофт и юрист Белого дома Альберто Гонсалес. На этом совещании была подтверждена законность подобной практики, отвечавшей интересам политики администрации Буша. Автор отмечает, что на таком важном совещании отсутствовали госсекретарь Колин Пауэлл и глава Пентагона Дональд Рамсфельд.
Президент Обама продолжает выступать против расследования: дав согласие на публикацию документов и гарантировав иммунитет агентам ЦРУ, он надеялся закрыть дело, не вовлекая в процесс людей из прошлой администрации. Белый дом опасался раскола Америки, раскола в Демократической партии, нападок со стороны оппозиции и, самое главное, нарушения духа двухпартийности, который, как полагал Обама, должен был стать центральным пунктом его политики.
Но опасения Белого дома оправдались, и теперь с обвинениями в его адрес выступают как республиканцы, так и та часть демократов, которая в свое время поддерживала некоторые решения Буша. Но последнее слово (оно, безусловно, будет согласовано с Обамой) за министром юстиции. Пока его заявления носят двойственный характер, начиная от высказываний о том, что министерство рассмотрит все доказательства, никто не может быть над законом, и заканчивая словами: "мы не позволим криминализовать различные политики, касающиеся методов ведения допросов в ЦРУ", пишет в заключение автор статьи.