Предложение о новом глобальном договоре обо всех природных энергоносителях и ядерном топливе, озвученное Медведевым в Финляндии, - это первый искусный ход в новой энергетической политике, провозглашает Йоахим Фриц-Фаннаме в статье, опубликованной на сайте немецкого еженедельника Die Zeit. С одной стороны, адресатом этого послания являются государства G20 и G8, с другой - российские союзники и соседи. Новый договор призван прекратить действие Энергетической хартии, подписанной в начале 90-х годов, когда Россия была еще очень слаба. Москва так и не ратифицировала хартию, потому как - не без оснований - увидела в ней незаслуженные преимущества для Запада.
Предложение Медведева - второй умный ход - вновь поколебал застывшее противостояние России и ЕС. Причем как раз накануне энергетического саммита в Софии, на который болгары пригласили русских, американцев и причерноморские страны.
Третий ход - незадолго до своей поездки в Финляндию Медведев встречался с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. В Москве Алиев радостно говорил о России как о стране-транзитере для азербайджанского газа, что ставит большой крест на проекте европейского газопровода Nabucco.
У идеи Медведева есть одно преимущество - у всех появляется возможность говорить со всеми и обо всем. "Красивый образчик новой многополярности, которая требуется для преодоления мирового экономического кризиса", - замечает немецкий журналист. И европейцы, полагает он, должны воспользоваться этой возможностью, чтобы обеспечить свою энергетическую безопасность, но не только. В этом мире все зависят друг от друга. Сегодня - в вопросах энергетики, завтра - в конфликте с Ираном. Медведев, делает вывод Фриц-Фаннаме, похоже, это понял.