В выходные состоялась сессия МВФ. Каков прогноз относительно евро? Кризис в Европе не утих, банки могут обрушиться "каскадом", а хваленые "решения" оставляют массу вопросов, пишут СМИ. В некоторых странах избиратели начинают терять доверие к партийным политическим системам, и очки набирают политики типа Марин Ле Пен с ее "неумными предложениями по борьбе с финансовым кризисом".
Каков прогноз относительно кризиса евро? "Мрачный", - односложно ответил обозревателю Foreign Policy Дэвиду Роткопфу неназванный источник - "один из самых уважаемых в мире министров финансов" - после совещания МВФ, которое состоялось в Вашингтоне в минувшие выходные.
Другой топ-менеджер МВФ "с досадой пробурчал, что его бесит позиция высокопоставленных еврократов, особенно "тех, кто говорит с немецким акцентом". На его взгляд, они не понимают, что их зацикленность на мерах экономии сеет семена политического распада. Этот источник отметил: граждане Южной Европы, не выдержав давления, отвергнут договоренности и рецепты, которые Северная Европа предложила для спасения еврозоны. Отставка правительства Голландии и результаты выборов во Франции тоже не обнадеживают.
Кризис в Европе не утих, а хваленые "решения" ставят больше вопросов, чем дают ответов. Большинство опрошенных автором участников заседания сказали, что у европейцев есть инструменты для предотвращения катастрофы в обозримом будущем, но риски все же нарастают. Рецессия и болезненное "затягивание поясов" наверняка спровоцируют популистскую реакцию и на левом, и на правом фланге. Долгосрочная рецессия на юге Европы, видимо, неизбежна, говорится в статье.
Большинство инвесторов также полагает, что кризис может обостриться и обрушить банки по принципу "каскада", продолжает обозреватель. Но многие инвесторы верят, что катастрофу удастся предотвратить: "забота о своих интересах и рациональное мышление вынудят европейских лидеров сделать то, чего они пока не могут или не желают сделать, - выполнить свои обязательства и послужить интересам граждан".
Согласно удобной для Европы теории, финансовый кризис 2008 года был импортирован из США - страны безрассудных банкиров и заемщиков, таких же самоуверенных, как их бывший президент-республиканец, пишет The Financial Times. Но, к несчастью для Европы, ни один миф не может подменить собой политические и экономические реалии надолго. "Сегодняшняя реальность в том, что экономический кризис, независимо от своего происхождения, смешивается с потенциально далеко идущим кризисом легитимности европейской политической системы", - полагает автор статьи Тони Барбер.
В некоторых странах избиратели начинают терять доверие к партийным политическим системам и их представителям. Возьмите, к примеру, результаты Марин Ле Пен и Жана-Люка Меленшона, левого политика, поддерживаемого коммунистами. "В первом туре президентских выборов во Франции почти каждый третий избиратель поддержал эту пару экстремистов, несмотря на их неумные предложения по борьбе с финансовым кризисом". Впрочем, как оговаривается Барбер, два тура выборов, по сути, поощряют избирателей для начала дать волю чувствам.
Далее автор рассматривает внутриполитическую ситуацию в условиях кризиса евро в Голландии, Италии и Греции и делает вывод: "Чем больше долговой кризис подрывает послевоенный социальный контракт современной Европы, тем меньше остается доверия избирателей к политической системе, которая рассматривается как нарушитель сделки".
Европейским лидерам все труднее справляться с "ухудшающейся экономической ситуацией, огромными долгами, рассерженными избирателям и волатильными финансовыми рынками", констатирует The Wall Street Journal, указывая на Голландию: правительство Марка Рютте не смогло договориться с оппозицией о мерах по сокращению бюджетного дефицита и, продержавшись у власти всего полтора года, ушло в отставку.
В Европе нарастают разногласия между государствами во главе с Германией, которые полагают, что нет иного выхода из кризиса, кроме "всеобщей строгой экономии", и теми, кто с такой позицией не согласен. Директор лондонского Центра европейских реформ Чарльз Грант описал ситуацию следующим образом: "Еврозона - это больной человек, и собравшиеся у его постели доктора не могут договориться о диагнозе, так что излечить болезнь сложно".
Критики опасаются, что стратегия Германии может ввести еврозону в штопор, и указывают на необходимость обеспечения экономического роста. Их неформальным предводителем является фаворит французской президентской гонки, социалист Франсуа Олланд, говорится в статье.
Дальнейшее изменение настроений возможно в результате ряда предстоящих в скором времени выборов: одновременно с Францией, 6 мая, проголосует Греция. Весьма вероятно, что там пострадают партии, находящиеся у власти, что может привести к очередному периоду политической нестабильности и провалу нового плана по выводу страны из кризиса. 6 и 13 мая также пройдут выборы в двух федеральных землях Германии - есть вероятность, что на них сторонники Ангелы Меркель уступят левоцентристам, допускает WSJ.