Западные СМИ отмечают "исторический характер" французских президентских выборов, первый тур которых состоялся в минувшее воскресенье. "Верные духу 1789 года, революционные французы оказались на шаг впереди всех", проголосовав "против нынешнего статус-кво" и представителей старого политического класса. "Шансы на то, что следующего президента Франции будут звать Эммануэль Макрон, довольно высоки", пишут обозреватели, однако его успех не предрешен. В решающей схватке 7 мая сойдутся две Франции - глобалистская и открытая миру Франция Макрона и разгневанная Франция Марин Ле Пен, голосующая против евроинтеграции и открытых границ. Католическая и патриархальная Франция Фийона "признала свое неотвратимое поражение".
"Французские выборы обнажают новое политическое разделение" - утверждает Энн Эпплбаум в воскресном материале американской газеты The Washington Post.
"Верные духу 1789 года, революционные французы оказались на шаг впереди всех. В воскресенье Франция первой из крупных западных стран отбросила на важных выборах структуру, состоящую из право-центристской и лево-центристской политических партий, доминировавшую в европейской политике со Второй мировой войны. Ни Эммануэль Макрон, ни Марин Ле Пен - два кандидата, победившие в первом раунде голосования за пост президента Франции, - не относятся к старым правым и старым левым. За программой ни одного из них не стоит крупная парламентская партия. Никто в качестве президента не будет представлять продолжение статус-кво", - отмечает журналистка.
"Новое политическое разделение (...) определяется разными видениями самой Франции", - указывает журналистка, сопоставляя предвыборные программы Ле Пен (противницы ЕС, НАТО и иммиграции и сторонницы Путина) и Макрона (сторонника ЕС и интеграции Франции в остальной мир).
"В этом смысле у второго раунда выборов во Франции ясная повестка: открытость против закрытости, сторонник интеграции против сторонницы изоляции, будущее против прошлого", - полагает Эпплбаум.
Это "исторические решение", пишет обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Штефан Симонс по поводу президентских выборов во Франции. Впервые в истории страны "победу может одержать кандидат-центрист Эммануэль Макрон, а представители народных партий проигрывают". Все это свидетельствует о "переломе во французской партийной системе", полагает издание.
Так, своим голосованием французские избиратели "прежде всего проголосовали против нынешнего статус-кво, и это показывает не только результат кандидата от правых популистов Марин Ле Пен, получившей 21,7% голосов, но и серьезный результат в 19,5% у леворадикального кандидата Жан-Люка Меланшона". Тем не менее, для Марин Ле Пен нынешний результат стал и успехом, и провалом одновременно: "Хотя, с одной стороны, она сумела получить намного больше голосов, чем ее отец в 2002 году, с другой - ее партии "Национальный фронт" не удалось достичь цели попасть во второй тур 7 мая в качестве самой весомой политической силы".
Явным победителем пока является Макрон с 23,7% голосов. Его успех стал оглушительной пощечиной для французского политического истеблишмента. "Французы высказали свое желание обновлений", - заявил Макрон.
"Шансы на то, что следующего президента Франции будут звать Эммануэль Макрон, довольно высоки", - резюмирует Симонс. В пользу этой версии говорит и поведение французов на выборах: в первом туре они зачастую голосуют чувствами, а во втором следуют политическим соображениям полезности. "Короче говоря: сначала выбрать, а потом убрать неподходящих", - заключает издание.
"Франция стоит на пороге решающей схватки: через две недели станет ясно, кто придет на смену уходящему президенту Олланду: открытый миру Эммануэль Макрон или Марин Ле Пен, стремящаяся к выходу Франции из ЕС, возвращению к франку и жесткому перекрыванию миграционного потока", - пишет обозреватель Tagesspiegel Альбрехт Майер.
Макрон и Ле Пен олицетворяют два совершенно разных представления о будущем Франции. "Однако при всех различиях их программ есть нечто, что их объединяет: они выступают с намерением перевернуть привычную партийную систему во Франции", - говорится в статье.
Результаты опросов предсказывают решительную победу Макрона во втором туре. Однако, как прогнозирует Tagesspiegel, "в последнем предвыборном рывке Ле Пен может поставить на карту все, чтобы (...) представить Макрона кандидатом оторванной от реальности политической касты".
Но и в случае победы Макрона политическая ситуация во Франции будет вызывать опасения, полагает издание, отмечая выросшую популярность "Национального фронта", а также внушительный успех популистского движения левого толка "Непокорившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона, также выступающего за референдум о выходе из ЕС.
"Неважно, кто выиграет во втором раунде, неприятное чувство от того, что такое количество французов, несмотря на принципиальное одобрение ЕС, связывают с ним так много отдельных негативных нюансов, быстро не исчезнет. На плечи Макрона как президента ляжет непростая задача снова примирить своих сограждан с Евросоюзом", - констатирует автор.
"Он не провиденциальный человек, но - человек разума" - так охарактеризовал основателя движения "Вперед!" Эммануэля Макрона французский экономист Жак Аттали. Интервью с экспертом публикует итальянская La Repubblica.
"Макрон хочет модернизировать страну, и то, что он надпартийный кандидат, могло бы помочь в создании необходимого консенсуса, - считает Аттали. - Он - единственный, кто может взяться за эту задачу, не парализовав страну протестами".
Марин Ле Пен "повторяет, что Франция была лучше вчера", а Макрон "воображает, что она может быть лучше завтра", отметил интеллектуал. "Мы страна, разделенная на два видения, которые представлены сельской, глубинной Францией и Францией больших городов, стоящей на берегу Атлантического океана", - пояснил Аттали.
"Сможет ли и в самом деле Макрон освободиться от логики старых партий?" - поинтересовалась журналистка. "Французская политическая система невероятно закосневшая. Есть фигуры, которые на сцене вот уже 20 или 30 лет (...) Победа Макрона могла бы вызвать культурную перемену и привести к мощному обновлению политического класса", - полагает Аттали.
А сможет ли Макрон завоевать большинство на парламентских выборах в июне? - спросила корреспондент. "Если его выберут, не думаю, что граждане откажут ему в большинстве, - считает экономист. - Такая гипотеза может иметь место в случае экстремистского кандидата". Но именно то, что Макрон стремится к консенсусу, должно уберечь его от риска сосуществования с парламентским большинством другой партии, полагает Аттали.
В завершение журналистка поинтересовалась, сможет ли Макрон дать новый старт Европе и "противостоять Трампу и Путину". "Я думаю, что я в числе тех, кто его знает лучше всех. Он авторитетен, у него сильная воля, и он это показал, - ответил Аттали. - Конечно, ему всего лишь 39 лет. Но есть и шестидесятилетние, которые только и делают, что пятятся назад и мешкают. Многие великие завоеватели прошлого были тридцатилетними".
Исторический характер французских президентских выборов подтвердился, пишет швейцарская газета Le Temps. Как полагает журналист Ришар Верли, "поединок Макрона и Ле Пен во втором туре станет поединком двух Франций": Франции Эммануэля Макрона, открытой глобализации и неразрывно связанной с ЕС, и Франции Марин Ле Пен, выступающей за протекционизм, государственный централизм, восстановление границ и борьбу с эмиграцией и евроинтеграцией.
"Никогда еще уровень поддержки этой разгневанной Франции не был столь высок и столь сильно не подпитывался террористической угрозой, массовой безработицей, неустойчивостью и постепенно развивающимся страхом перед исламом, - комментирует автор успех Ле Пен в первом туре. - Но реальность цифр неоспорима: "Национальный фронт" не имеет запаса голосов".
По мнению автора, "в этом противостоянии двух Франций скрыта еще одна революция: битва людей и госаппарата". Правительственные партии больше не дают адекватных ответов на вопросы избирателей, и Соцпартия утратила инициативу в переустройстве французских левых сил. Теперь эта инициатива принадлежит Жан-Люку Меланшону, чья избирательная кампания завершилась с огромным успехом, говорится в статье. "Раскола Социалистической партии между сторонниками Меланшона и Макрона будет очень трудно избежать", - полагает Верли.
Главным проигравшим на выборах издание считает экс-премьера Франсуа Фийона. "Консервативная, деревенская, патриархальная и католическая Франция, хранившая ему верность, признала свое неотвратимое поражение".
Также по теме:
Поддерживает ли Трамп Марин Ле Пен? (The Washington Post)
Как Россия осуществила "хакерский взлом" выборов во Франции (Politico)
Брюссель поднимает бокалы (La Repubblica)
Может ли Ле Пен победить Макрона во втором туре? (Slate.fr)