"Когда в какой-нибудь постсоветской стране, союзнице России, свергают лидера в результате уличных протестов, аналитики от Вашингтона до Москвы делают геополитические выводы быстрее, чем успеваешь произнести "Джордж Сорос", - иронизирует Томас де Вааль, старший научный сотрудник Carnegie Endowment for International Peace в статье для Foreign Policy. Но иногда, как было Армении в последние несколько дней, протесты, которые привели к свержению правительства, - это только протесты, которые привели к свержению правительства, полагает он.
23 апреля Серж Саргсян ушел в отставку с поста премьер-министра Армении под давлением массовых протестов граждан в Ереване, преимущественно возглавляемых молодыми людьми, говорится в статье.
"Но мы не должны ожидать, что это будет иметь геополитические последствия за пределами Армении, и не должны усматривать в этом ни признак уменьшения российского влияния, ни повод для возможного российского вмешательства. Падение Саргсяна не связано с геополитикой. Самое большее, это признак того, что постсоветские режимы не такие прочные, какими кажутся на расстоянии, и что старые режимы региона вполне могут распасться мирно, без какого-либо толчка извне", - рассуждает де Вааль.
"С 1999 года в стране доминировала одна партия - Республиканская партия Армении - и два человека, некогда близкие друзья - Сарсгян и Роберт Кочарян - занимали должность президента. В апреле завершился второй и последний президентский срок Саргсяна, что поставило правящую группировку в затруднительное положение: как продлить свое пребывание у власти?" - поясняет автор.
Деловая и политическая элита, управляющая страной, хотела преемственности власти и нахождения во власти Саргсяна в том или ином качестве. В 2014 году Саргсян заявил, что он не станет занимать должность премьер-министра. В текущем месяце он, тем не менее, стал премьером - из-за своего лицемерия и желания закрепить за собой власть навсегда или потому, что этого от него требовала правящая элита, говорится в статье.
"События 23 апреля касаются не только одного человека. Это плоды системы, сформированной за два десятилетия, в которой смешались бизнес и политика, а многие преступные личности и ветераны Карабахского конфликта поставили под свой контроль прибыльные сектора экономики и не захотели от них отказаться", - полагает де Вааль.
"В этом отношении Армения не отличается от других постсоветских государств, таких как Россия, Белоруссия и Азербайджан. Ахиллесова пята армянского режима - отсутствие решимости подавлять протесты силой - также делает ему честь", - пишет автор.