Чтобы привлечь остро необходимые инвестиции и содействовать возрождению аэрокосмической индустрии страны, Россия планирует ослабить ограничения на иностранное участие в гражданских авиационных проектах.
Согласно новому законопроекту, который в следующем месяце будет представлен на рассмотрение парламенту, иностранным компаниям позволят владеть пакетами акций до 49%, сообщил Алексей Федоров, глава Объединенной авиастроительной корпорации. В настоящий момент доля иностранных компаний должна составлять менее 25%, что почти не дает им контроля над принятием стратегических решений.
Консолидация контроля в отраслях промышленности, которые Кремль называет стратегическими, а затем приглашение иностранных компаний в качестве миноритарных акционеров - это часть общей тенденции, характерной для различных секторов российской экономики.
В прошлом году государство довело свою долю в газовой монополии "Газпром" до 51%, а затем сняло ограничения на участие иностранцев.
В феврале Владимир Путин, президент России, приказал консолидировать всех производителей гражданской и военной авиатехники в Объединенной авиастроительной корпорации. Правительство хочет сохранить свою 75-процентную долю и планирует выставить на продажу до 25% акций.
На этой неделе Федоров сообщил Путину, что корпорация завершит консолидацию к концу сентября, а в ближайшие два года намерена провести IPO.
В советскую эру российская аэрокосмическая промышленность производила четверть мировой авиатехники, однако в последние 15 лет она испытывала острую нехватку денег и заказов.
В то время как производители военной авиации выжили, экспортируя самолеты "МиГ" и "Сухой", производители гражданских самолетов страдали от отсутствия заказов. Александра Мельникова из Deutsche UFG в Москве отметила: "Некоторые российские производители выпускают всего 1-2 самолета в год".
В прошлом году правительство заявило, что в течение следующих 10 лет аэрокосмической промышленности требуются инвестиции на сумму 20 млрд долларов.
Boeing и EADS, ведущие европейские аэрокосмические компании, более других заинтересованы в расширении деятельности в России с целью получения доступа к сырьевым источникам, инженерным ресурсам и новым рынкам запчастей.
Недавно российское правительство дало специальное разрешение компании Alenia Aeronautica, части итальянской Finmeccanica, подписать соглашение с предприятием "Сухой" о приобретении 25% плюс одна акция оператора проекта по созданию "российского регионального самолета" на 75-100 мест - Russian Regional Jet. Американский Boeing, советник в проекте RRS, также открыл совместное предприятие с "ВСМПО-Ависма", российским производителем титана, для производства некоторых запчастей в России.
Французская компания Snecma, подразделение Safran, и российский "Сатурн" создали на условиях равного участия совместное предприятие PowerJet по разработке двигателя SaM146 для RRJ.