Конфликт вокруг иранской ядерной программы часто сравнивается с игрой в шахматы. Но эта игра идет одновременно в нескольких плоскостях
Проблема Запада состоит в том, что каждый раз должны заключаться новые союзы, участники которых действовали бы заодно друг с другом. В то время как Тегеран придерживается однажды выбранной стратегии, его соперники постоянно испытывают соблазн отклониться от "иранского досье" или размениваются на мелочи.
Если мировое сообщество все-таки хочет помешать Исламской республике создать атомную бомбу, от западной дипломатии на сегодняшний день требуется только одно: наивысшая степень концентрации и упорная работа по достижению этой чрезвычайно важной цели.
В эти дни стало особенно очевидным, как ловкому и самоуверенному Тегерану удается заставлять мировое сообщество плясать под свою дудку. Руководство Ирана ясно дало понять, что оно не согласится ни на какие ограничения в своей ядерной программе и рассматривает недавнюю резолюцию ООН 1696, которая требует прекращения работ по обогащению урана, как "незаконную".
Однако Иран неожиданно предложил "серьезные переговоры", которые могут быть начаты незамедлительно. И пока мировое сообщество раздумывает, стоит ли вводить такие санкции, как, например, ограничение свободы передвижения, бывший президент Ирана Моххамад Хатами запрашивает визу в США для выступления с докладом. Хатами в свое время считался реформатором, на него возлагались большие надежды, и поэтому дебаты относительно выдачи ему визы, несомненно, вызовут бурные дискуссии среди западных дипломатов.
Иран используется для своей выгоды и театры военных действий в Ираке и Ливане. Посол США в Багдаде открыто заявляет об иранских подстрекательствах, которые могут привести к гражданской войне в Ираке.
Что касается Ливана, то Иран не только с гордостью называет "Хизбаллах" своим детищем, но и предлагает услуги в качестве посредника. Так, Али Лариджани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана, обратился к Италии с предложением организовать обмен военнопленными. Италия является важнейшим торговым партнером Ирана, она не участвует в переговорах по ядерной программе, но должна возглавить миротворческий контингент в Ливане.
Необходимо, чтобы в таких обстоятельствах Запад предпринял дипломатические усилия для выстраивания и сохранения сплоченного фронта, противостоящего иранским ядерным планам. Для этого нужно также, чтобы члены Совбеза ООН Россия и Китай оказали на Иран давление. При этом нельзя дать сбить себя с толку иранским "жонглерам". Но способна ли еще на это политика Запада?