Вашингтон и Тегеран обмениваются колкостями, а Совет Безопасности ООН вновь раскололся по вопросу о возможном введении санкций. Спустя 24 часа после того, как Тегеран передал письменный ответ на предложение различных стимулов со стороны международного сообщества, обусловленное отказом от ядерной программы, поступил ответ администрации Буша в виде ноты Госдепартамента. "Ответ Тегерана не удовлетворяет условиям, установленным Советом Безопасности, которые требуют полного и поддающегося проверке прекращения всей деятельности в ядерной области", - говорится в документе. Отсюда и фраза о "консультациях с другими членами Совета Безопасности" "по шагам", которые предстоит осуществить, иными словами, до 31 августа должно быть принято решение по санкциям.
Через 30 минут представитель иранского правительства Голамхосейн Эльхам дал понять, что Тегеран ничуть не испугался: "Мы готовы к любой ситуации", включая санкции. Быстрый обмен колкостями между Вашингтоном и Тегераном свидетельствует о том, что температура повышается по мере приближения 31 августа - даты, установленной Ирану ультиматумом по блокированию ядерной программы в соответствии с резолюцией 1696.
Между тем в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке постоянный представитель США при ООН Джон Болтон проводит сложные консультации с коллегами из России, Китая, Франции, Великобритании и Германии, чтобы убедиться, существует ли согласие по дальнейшему продвижению. Пока позиции сторон кажутся далекими: Москва и Пекин вновь выступают против санкций. Пресс-секретарь министра иностранных дел России Михаил Камынин подтвердил важность "поиска переговорного решения" через внимательное изучение иранского ответа, чтобы "понять нюансы, нащупать конструктивные элементы, если таковые имеются". Пекин занял аналогичную позицию, говоря о принятии "конструктивных мер" Советом Безопасности, в то время как самую жесткую позицию в отношении Тегерана занял Париж. "Они (иранцы) должны прекратить обогащение урана до 31 августа, если хотят, чтобы переговоры были продолжены", - заявил министр иностранных дел Филипп Дуст-Блази.
Чтобы разобраться в дипломатической ситуации, сложившейся в Объединенных Нациях, американский президент Джордж Буш встретился с госсекретарем Кондолизой Райс, и они вместе переговорили по телефону с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Затем, в конце дня Райс побеседовала по телефону с Хавьером Соланой, Верховным представителем ЕС по внешней политике, которому поручено вести диалог с Ираном. "Мы вместе с союзниками изучаем текст документа, представленный Тегераном", - сказала Дана Перино, официальный представитель Белого дома. Подтверждением разногласий в ООН стала отмена в Нью-Йорке встречи послов стран пяти постоянных членов СБ ООН плюс Германия.
В отличие от предшествующих дипломатических тупиковых ситуаций в ООН, в этот раз атмосфера в Вашингтоне, кажется, вовсе не благоприятствует поискам компромисса, но ситуация указывает, что голосование по санкциям может состояться уже на будущей неделе, даже несмотря на риск спровоцировать вето России и Китая. Об атмосфере в американской столице можно судить по докладу, составленному комиссией по разведке палаты депутатов, в котором Иран называют "стратегической угрозой для Соединенных Штатов", в частности по причине связей с "Хамасом", Хизбаллах" и другими террористическими группировками".
"Оказание Ираном поддержки исламским экстремистам оружием и деньгами самым конкретным образом свидетельствует о том, какую угрозу он представляет для Америки и наших союзников", - прокомментировал республиканец Питер Хекстра, председатель комиссии, потребовав от разведки "более подробной информации по ядерной проблеме" ввиду возможной эскалации.